Выдающиеся личности
Ремизов Алексей Михайлович (1877–1957) - русский писатель. В августе 1921 года эмигрировал из России.
Родился 24 июня (6 июля) 1877 года в Москве. Происходил из московской купеческой среды, в которой были укоренены традиции древнего благочестия.
Учился в 4-й московской гимназии и Александровском коммерческом училище.
За участие в студенческих волнениях Ремизов, уже учившийся на естественном отделении математического факультета Московского университета, был выслан из Москвы и шесть лет провел в Пензе, Вологде, Усть-Сысольске.
Как прозаик дебютировал в 1897 году.
Первая книга «Посолонь», куда вошли обработки народных сказок и апокрифов, вышла в 1907 году.
Год спустя опубликован роман «Пруд», которому Ремизов более всего обязан своей репутацией наследника Ф.М. Достоевского в современной литературе, «великого жалостника» (А.А.Блок).
В ранние годы творчества Ремизов испытывал заметное влияние символизма, особенно А. Белого. Однако более существенным для его формирования как писателя был с юности пробудившийся интерес к духовному наследию древней Руси, к национальной мифологии, старопечатной книге и памятникам народной культуры (сборник «Лимонарь», 1907, пьеса «Бесовское действо», 1907), многочисленные другие публикации, из которых были составлены изданные в эмиграции книги пересказов, обработок, переложений сюжетов старинных русских легенд («Бесноватые», 1951, и др.).
В автобиографии «Подстриженными глазами» (1951) Ремизов, говоря об истоках и специфических чертах своего творчества, отмечает важность идеи прапамяти («сна»), которая определяет характер построения многих его произведений: «С двух лет начинаю отчетливо помнить. Я словно проснулся и был как брошен в мир... населённый чудовищами, призрачный, со спутанной явью и сновидением, красочный и звучащий нераздельно».
Хотя в дореволюционный период Ремизовым опубликовано несколько романов с чётко проявленной социальной тенденцией («Крестовые сестры», «Неуёмный бубен», оба 1910, и др.), его истинное своеобразие проступило преимущественно в произведениях, которые основаны на фольклоре и апокрифах.
Они представляют собой, по характеристике автора, «новую форму повести, где действующим лицом является не отдельный человек, а целая страна, время же действия – века». Вместе с тем, эта «повесть», особенно если она связана с изображением событий революции и последующей русской смуты, всегда включает в себя обширный и достоверный документальный материал и описывает реальных исторических персонажей, которые выступают под собственными именами.
Так построено одно из главных произведений, созданных Ремизовым в эмиграции, – автобиографическая по материалу книга «Взвихренная Русь» (1927). В ней с постоянными отсылками к поэтике житийной литературы, для которой обязательны мотивы отторжения неправедного мира, мытарства, бесприютности и духовного очищения в финале, автор воссоздает русское лихолетье, вводя в свой рассказ тех, с кем он больше всего общался в свои последние петербургские годы: А.А. Блока, Д.С. Мережковского, философа Л. Шестова, собственного ученика, молодого прозаика М.М. Пришвина.
Отношение Ремизова к революции наиболее ярко было высказано в его «Слове о погибели Русской Земли», опубликованном в газете эсеров «Воля народа» вскоре после Октябрьской революции. Оно содержит прямые реминисценции древнерусского плача о разорении Руси в результате татаро-монгольского набега в 1237 году.
«Взвихренная Русь» описывает время, когда исключительно ярко «горела... мечта человека о свободном человеческом царстве на земле», но «никогда и нигде так жестоко» не гремел прежде «погром» (впрямую коснувшийся самого Ремизова, подвергшегося аресту и кратковременному заключению в период «красного террора»).
Рассказ в этом произведении, как и в книге «Подстриженными глазами» (образующей со «Взвихренной Русью» автобиографический диптих), ведётся в форме свободной компиляции событий большого общественного значения (приезд Ленина в Петроград весной 1917 года) и частных свидетельств вплоть до записи разговоров в очередях или сцен издевательства толпы над разоружёнными городовыми. Ремизов создает намеренно фрагментарный монтаж, где летопись, запечатлевшая ход истории, соединяется с воссозданием тягот и невзгод, перенесённых самим повествователем, с видениями, снами, отзвуками преданий, «заклинаниями», записью потока сознания, мозаикой мимолетных зарисовок «взвихренной» будничности.
Повествование, как и во многих других книгах Ремизова, ведётся в форме сказа, органичной для этой художественной концепции, где субъективность восприятия происходящего подчёркнута самим построением рассказа. Такая стилистика и схожее композиционное решение отличают и оставшийся в рукописи роман Ремизова об эмиграции «Учитель музыки» (издан посмертно, 1983), и книгу мемуаров «Встречи» (1981), и частично опубликованную автобиографическую повесть «Иверень» (1986).
В творчестве Ремизова эмигрантского периода доминирует мотив разлуки, также соотнесенный с соответствующими сюжетами древней литературы (о Петре и Февронии, о Бове Королевиче), однако имеющий и глубоко личный смысл, особенно в повести «Оля» (1927) и романе «В розовом блеске» (1952). Они навеяны историей семьи писателя (его единственная дочь не последовала за родителями в эмиграцию и умерла в оккупированном Киеве в 1943 году; в тот же год умерла жена Ремизова С.П. Довгелло). Опыт реконструкции целостной картины народного духа с опорой на предания, выразившие религиозные верования русского народа, предпринимался Ремизовым во многих произведениях, созданных на чужбине, – от книги «Россия в письменах» (1922) до сборника «снов» и размышлений о формах русской духовности, как они отразились в классической литературе (Гоголь, И.С. Тургнеев, Достоевский). Эта тема становится основной в книге «Огонь вещей» (1954).
Изощрённость стилистики Ремизова вызвала острые споры о плодотворности или искусственности избранных им художественных решений. Критика (Г. Адамович) увидела в книгах Ремизова лишь прямолинейную имитацию «русской допетровской старины», обвинив автора в нарочитом пристрастии к архаике.
Другие авторы, как художник М. Добужинский, считали, что на поверку природа дарования Ремизова игровая, связывая эту поэтику с подчёркнуто своеобразным стилем быта и социального поведения, который обращал на себя внимание посетителей его квартиры, где обои были расписаны кикиморами, гостям выдавались грамоты об их членстве в изобретенной писателем «Великой и вольной обезьяньей палате», а атмосфера в целом наводила на мысли о «колдовском гнезде».
Третьи, как философ И. Ильин, воспринимали Ремизова как «юродивого в пределах культуры» – умного, образованного, даровитого художника, со своим значительным, но особым видением.
Стилистика Ремизова оказала существенное влияние на ряд русских писателей 1920-х годов. (Пришвин, Л.М. Леонов, Вяч. Шишков и др.), которые выступили приверженцами «орнаментальной прозы».
Умер Алексей Михайлович Ремизов в Париже 26 ноября 1957 года.
|