История и современность
Идея, подготовка и работа над памятником Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, была приурочена к празнованию 200-летнего юбилея осовобождения России от иноземных захватчиков 1612 года. Деньги на монумент собирались 1809-1811 годы по народной подписке + добавило купечество, а его автором стал скульптор Иван Мартос.
Изначально предполагалось соорудить памятник на родине Минина - в Нижнем Новгороде, но затем решили поставить его в Первопрестольной. Но в Москве памятник, ваявшийся в Петербурге с 1804 по 1812, первоначально должен был быть установлен там, где была знаменитая статуя Александра Пушкина. Однако этому помешала война 1812 года с Наполеоном.
После войны Торговые ряды, пострадавшие от нашествия французов, были перестроены в классическом стиле архитектором Осипом (Джузеппе) Бове, а Красная площадь перед ними была расчищена от старых лавок. Мартос воспользовался этим, и предложил установить статую напротив Сенатской башни Кремля: "У Минина правая рука указывает на погибшую Москву, то есть на самый Кремль, а потому Красная площадь есть приличнейшая для монумента".
В 1816 году скульптура была отлита литейщиком Василием Екимовым, а с мая по сентябрь 1817 года перевезена по Волге и Оке из Санкт-Петербурга в Москву. Памятник весил более 16 тонн и стоил примерно 150 000 рублей.
20 февраля 1818 года при огромном стечении народа состоялось открытие первого гражданского памятника в Москве.
Монумент представлял из себя бронзовую статую героев войны 1612 года в античных одеждах. Нижегородский мещанин Минин, "спонсировавший" народное ополчение, стоя указывает на Кремль и вручает меч сидящему (вытянувшему раненую ногу) и опирающемуся на щит Пожарскому, призывая князя возглавить войско и изгнать оккупантов из Москвы. На гранитном пьедестале текст - "Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818". Сам постамент украшен бронзовыми барельефами с изображениями изгнания поляков из Москвы и сценой сбора пожертвований на ополчение. На нём Мартос изобразил и себя с сыновьями - он как бы жертвует ими во имя спасения России уже в Отчественной войне 1812 года.
Со временем памятник стал одним из символов города, прекрасно вписавшись в Красную площадь. Поставленный не в самом её центре, а ближе к Торговым рядам, он удачно организовывал перед собой пространство. Однако на рубеже XIX и XX вв. место рядом с ним превратилось в стоянку извозчиков и поворотное трамвайное кольцо. В 1889-1893 годах старые ряды были сломаны и заменены на современный торговый пассаж - новые Верхние торговые ряды (ныне ГУМ), но памятник остался на своём месте.
После революции памятник Минину и Пожарскому стал мешать - физически (парадам) и идеологически (Минин указывал теперь на мавзолей Ленина и на Кремль с новыми хозяевами).
В 1930 году Минин и Пожарский были перемещены со своего места к храму Василия Блаженного. При этом местоположении потерялся смысл памятника - теперь Минин показывает неизвестно куда.
В садике за оградой Покровского собора он стоит и по сей день, являясь единственным в мире ненадгробным монументом на территории церкви.
В 2003 году на фасадах ГУМа, в том числе со стороны Красной площади, вновь были установлены иконы, воссозданные по архивам семьи Фроловых – знаменитых питерских мозаичистов, чьи предки являлись авторами дореволюционных икон для Верхних торговых рядов.
|