29 марта 2024
Разделы событий:
События по теме:

31 марта

Генерал, русский военный деятель А.А. Брусилов (1853-1926)

Родился - 1853, Тифлис; умер - 1926, Москва.

(См. далее...)

31 марта

Писатель К.И. Чуковский (1882-1969)

(Родился - 1882, Петербург; умер - 1969, Кунцево)

(См. далее...)

31 марта

Австрийский композитор Ф.Й. Гайдн (1732-1809)

( 31.03.1732 года [Рорау (область Бургенланд в восточной части Нижней Австрии)]- 31.05.1809 года [Вена])

(См. далее...)

1 апреля

Русский писатель Н.В. Гоголь (1809-1854)

1 апреля 1809 год родился великий русский писатель Н.В. Гоголь. Умер 4 марта 1852 года

(См. далее...)

Другие события:

29 марта

Мученик Савин (287)

Дни памяти: Март 13 (26), Март 16 (29)

(См. далее...)

30 марта

Преподобный Алексий, человек Божий (411)

День памяти: Март 17 (30)

(См. далее...)

31 марта

Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

Отныне будут ублажать Меня все роды.

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
Выдающиеся личности

12 декабря

Русский актёр, режиссёр, сценарист Л.Ф. Быков (1928-1979)



Л.Ф. Быков

Леонид Фёдорович Быков (родился 12.12.1928 - умер 12.04.1979) - актёр, режиссёр, сценарист, Заслуженный артист РСФСР, Народный артист Украинской ССР.


Детство

Леонид Быков родился 12 декабря 1928 года в селе Знаменском Славянского района Донецкой области. С детских лет Лёня Быков рос мальчишкой смышлёным, весёлым, однако стать актёром не помышлял. Насмотревшись фильмов о летчиках («Валерий Чкалов», «Истребители»), он грезил небом и мечтал поступить в лётное училище. Однако внешние данные у него были не очень подходящие: маленький рост и лицо вечного подростка. Поэтому, когда в 1943 году в Барнауле, куда их семью эвакуировали сразу после начала войны, он явился в военкомат, сказал, что ему уже исполнилось восемнадцать и попросил отправить его на фронт, его тут же разоблачили. «Рано тебе ещё на фронт, салага, - заявил суровый военком. - Ты сначала школу закончи».


Выбор профессии

Однако свою мечту о лётной карьере Л. Быков всё равно не оставил. В 1945 году, уже будучи в Ленинграде, он поступил во 2-ю спецшколу для летчиков (Аэротура), где проучился всего лишь месяц. Из-за роста в 136 сантиметров его из школы отчислили, и на этом лётная карьера Быкова закончилась.

Вот тогда он и решил податься в артисты. Но и на этом поприще, так же как и в лётной карьере, Быкова поначалу ждало разочарование. Во время первой попытки в 1946 году поступить в Киевскую школу актеров он с треском провалился на вступительных экзаменах. Теперь круглого неудачника ждало безрадостное возвращение домой, насмешки друзей. Видимо, чтобы избежать этого, Быков и отправился в Харьков, чтобы там повторить попытку стать артистом и поступить в местный театральный институт. И здесь случилось неожиданное. То ли отступать ему было уже некуда, и он был настойчив, то ли харьковские экзаменаторы оказались прозорливее киевских, однако экзамены Быков сдал успешно и был зачислен на 1-й курс института.

Закончив харьковский Театральный институт в 1951 году, Быков попал в труппу Харьковского театра имени Т. Шевченко, в котором проработал до 1960 года.


Ранние работы в кино

В 1952 году Быков сыграл свою первую роль в кино. Это был фильм режиссеров Исаака Шмарука и Виктора Ивченко «Судьба Марины». Леониду досталась эпизодическая роль простого деревенского паренька Сашко. В остальных ролях в картине снимались звёзды тогдашнего советского кино: Николай Гриценко, Борис Андреев, Михаил Кузнецов. В прокате 1954 года картина произвела неожиданный фурор, заняв 2-е место. Именно это обстоятельство и сыграло свою положительную роль в дальнейшей судьбе Быкова - его заметили и запомнили не только зрители, но и кинематографисты.

В результате в 1954 году режиссёры Александр Ивановский и Надежда Кошеверова приглашают Быкова на большую роль (Пети Мокина) в свою картину «Укротительница тигров». Фильм имел огромный успех у публики. Зрители сразу полюбили актёра. Без него трудно было бы представить себе все перипетии любовного треугольника, да и комедия была бы неполноценной. Быков внёс в неё какую-то трогательно-юмористическую ноту.

Фильм «Максим Перепелица» снимался почти одновременно со съемками «Укротительницы тигров» на том же «Ленфильме». Успех этого фильма в прокате был значительно ниже, чем у двух предыдущих, однако для Быкова именно эта картина по-настоящему открыла двери в большой кинематограф и снискала ему огромную любовь зрителей. Быков сыграл Максима парнем непутевым, но добрым и весёлым. Правда, шутки этого весельчака-балагура не всегда были безобидны для окружающих, а родное село буквально на ушах стояло от его забав, даже любимая девушка засомневалась в нем. Впрочем, ошибки свои Перепелица признавал и исправлял так весело, быстро, с огоньком, что тут же совершал новые, которые прощались ему в очередной раз… Но армия заставила парня измениться, научила брать на себя ответственность и отвечать и за себя, и за других. И в родное село он вернулся не рядовым, а ефрейтором и помирился с любимой девушкой, чуть было не просватанной за другого…

После этой роли к Быкову иначе как Максим никто и не обращался, а это - яркое подтверждение огромной зрительской любви и уважения.

С этого времени Быков активно снимается. Безответная любовь, непутёвость, упорность - вот основные характеристики быковских героев. Правда, в большинстве своём это были роли, похожие друг на друга: эдакие Максимы Перепелицы мелкого масштаба. Актёру же не хотелось до бесконечности эксплуатировать одну и ту же маску (в театре ему в основном тоже доставались комедийные роли). Поэтому, соглашаясь на новые предложения, он старался выбирать роли самого разного плана. Так он попал в фильмы: «Чужая родня» (1956), «Дорогой мой человек», «Добровольцы» (оба - 1958), «Ссора в Лукашах», «Майские звезды» (оба - 1959).

Неожиданным для Быкова было в 1958 году предложение, поступившее от Алексея Баталова. Тот приступал к экранизации «Шинели» Н. В. Гоголя и предложил Быкову главную роль. Сказать, что актёр был искренне удивлен таким выбором, значит, ничего не сказать. Он был просто потрясен и обрадован таким доверием. Ничего подобного ему тогда ещё никто из кинематографистов не предлагал. Поэтому Быков тотчас бросился к руководству харьковского театра с просьбой отпустить его в Москву на съёмки в этой картине. Однако руководители тут же охладили пыл молодой звезды. «Вы и так слишком часто пропадаете на съемках, - заявили они Быкову. - Пора и театру уделить внимание». В Москву актёра тогда так и не пустили. Главную роль в «Шинели» у А. Баталова сыграл Ролан Быков.

Между тем в 1959 году Быкову поступило ещё одно неожиданное предложение - режиссёры с того же «Мосфильма» Семен Туманов и Георгий Щукин задумали снимать фильм «Алёшкина любовь» и на главную роль пригласили именно его. Поначалу Быков сильно сомневался, стоит ли браться за эту роль. Ведь ему уже было за тридцать, а герою фильма едва исполнилось двадцать, он был влюблён в красивую девушку, и та, в конце концов, должна была влюбиться в него. «Какой из меня Ромео?» - задавал себе вопрос Быков. Однако создатели картины на эти его сомнения так и заявили: «Именно такой Ромео, как вы, нам и нужен». В конце концов, согласие Быкова было получено, и съёмочная группа отправилась на натурные съемки на целину.

Фильм «Алёшкина любовь» вышел на экраны страны в 1961 году. Быков сыграл в нём одну из лучших своих ролей в кинематографе и по праву занял одно из ведущих мест среди тогдашних советских звёзд. В «Алёшкиной любви» он использовал совершенно иные краски, показал бесконечную цельность чувства влюбленного паренька.


Начинающий режиссёр

Когда фильм «Алёшкина любовь» вышел на экраны страны, Быкова в Харькове уже не было. Окончательно порвав с театром, он уехал с женой и двумя детьми в Ленинград, в город, который, собственно, и вывел его в большой кинематограф. Решению переехать в этот город немало способствовало и то, что Быкову пообещали на «Ленфильме» дать попробовать себя в кинорежиссуре. В результате в 1961 году вместе с режиссёром Гербертом Раппопортом Быков снял короткометражный фильм «Как верёвочка ни вьется...». И хотя картина осталась практически не замеченной как критикой, так и зрителями, Быкова эта малоудачная попытка не отпугнула от режиссуры.

В 1963 году он (уже самостоятельно) снял комедию «Зайчик», в которой сыграл главную роль. И хотя в прокате картина заняла не самое последнее место, критика его дружно ругала. Видимо, и сам Быков понимал, что снял не очень добротное кино, если в разговоре с режиссёром Алексеем Симоновым заявил: «На мне весь средний советский кинематограф держится». Так как возлагавшихся на него «больших надежд» Быков не оправдал, руководство «Ленфильма» к режиссуре его больше не допускало. Да он и сам туда уже не рвался. Даже от многочисленных предложений других режиссёров сняться в их картинах отказывался, поэтому с 1961 по 1964 год на счету Быкова было лишь несколько ролей в фильмах: «На семи ветрах» (1962), «Когда разводят мосты» (1963), «Осторожно, бабушка!» (1964).


Киев

В 1965 году Л. Быкову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. А через год он с семьёй (у них родился ещё один ребенок) покинул Ленинград и переехал в Киев. Причину отъезда можно найти в письмах Быкова одному из близких друзей по харьковскому театру - Николаю Бориченко. Он пишет: «Уже почти год не снимаюсь. Не хочу. Отказался от 9 сценариев. Не хочу участвовать в лживых и антихудожественных вещах. Конечно, долго не продержишься, надо выполнять план студии. Всё чаще думаешь, что надо возвращаться домой. Но в театре, очевидно, то же самое. В чём же суть? Как же сделать, чтобы жить на уровне? Может, это наша проклятая работа?..»

Видимо, смена обстановки была необходима ему как воздух, и он всерьёз надеялся, что родные стены помогут ему обрести второе творческое дыхание. К сожалению, он ошибся. За период с 1966 по 1971 год Быков не снялся ни в одном фильме не только на киностудии имени А. Довженко, но и на других. В одном из писем тому же Бориченко он писал: «Мне кажется, что я себя потерял. Другого определения найти не могу. Я в простое уже три месяца. Отказался от пяти работ. Уж очень всё плохо. Хожу за зарплатой. Стыдно...»

А вот строки из другого письма Л. Быкова: «Всю ночь не спал. Рассказать бы всю правду, как загубили театр. Почему с Киевской киностудии ушли режиссёры Алов и Наумов, Хуциев, Донской, Чухрай? Мы, наконец, начали судить людей за халатное отношение к технике. А когда мы, наконец, начнем судить за преступное отношение к людям? Самое страшное - общественное равнодушие. Угодничество. Культ мог вырасти только на почве угодничества».


«В бой идут одни старики»

Давней мечтой Быкова была постановка картины о героизме советских лётчиков в годы войны. Любовь к людям этой профессии жила в нём всю жизнь. Поэтому, когда в конце 60-х появилась возможность постановки фильма о военных летчиках, Быков тут же ухватился за неё. В содружестве со сценаристами Евгением Оноприенко и Александром Сацким был написан сценарий будущего фильма «В бой идут одни старики». Однако ставить картину долго не давали, считая её не слишком героической. Чтобы доказать обратное, Быков начал «обкатывать» сценарий на сцене. Чтение Быковым отдельных кусков сценария в самых различных городах Советского Союза вызывало у слушателей такой восторг, что никаких сомнений в правильности созданного произведения у авторов не возникало. Поняли это, в конце концов, и руководители кино Украины. В 1972 году Быков, наконец, приступил к съёмкам фильма.

Картина о «поющей эскадрилье», сражающейся в небе с фашистскими асами, была всего лишь второй большой картиной в его режиссерской биографии. Она в каком-то смысле явилась воплощением мечты Быкова о небе, об авиации. В этой картине реализовалась его давняя мечта создать реквием о солдате, не вернувшемся с войны…

Работа над картиной шла совсем не просто, и по сей день о её съёмках ходит масса слухов. Достоверным фактом является то, что тогдашний маршал авиации, легендарный военный летчик Александр Покрышкин, лично распорядился выделить съёмочной группе пять самолетов, исчерпавших свой ресурс, а из музея Монино на площадку под Киев привезли настоящий фронтовой «кукурузник». Однако когда съемочная группа перебралась в Чернигов, самолеты туда не пришли. Их ждали несколько дней, но напрасно.

Пошли разговоры, что картину закрывают. Быков собрал общий совет, на котором было решено сменить директора фильма. Новый директор прибыл, и дело, наконец, сдвинулось с мёртвой точки… Но проблемы на этом не закончились. Когда была снята уже добрая половина картины, Быков получил телеграмму-приказ о срочной отправке в Киев молодого актера Анатолия Матешко, исполнявшего роль летчика по прозвищу Смуглянка. Выхода у Быкова не было. Лишь через несколько дней из первокурсников театрального училища, привезенных ассистентом режиссера, он отобрал на роль Смуглянки Сергея Подгорного. Актёра нашли, но теперь пришлось многое переснимать. А ещё ломались самолёты, набивались шишки. Если бы не энтузиазм всех участников картины и добровольных помощников, неизвестно, как бы сложилась судьба картины.

Сдача картины проходила 27 декабря 1973 года. Когда в зале зажёгся свет, все увидели, как Покрышкин вытирает слёзы. А потом «В бой идут одни старики» ждал фантастический успех. За пять месяцев проката ее посмотрели 54 миллиона зрителей!

Во многом успех картины был обязан игре актеров. А одну из главных ролей в ней (капитана Титаренко, прозванного друзьями Маэстро) сыграл сам Леонид Фёдорович Быков.

На Всесоюзном фестивале в Баку фильм получил почётный приз. Он мог бы взять и главный приз этого фестиваля, если бы не почти детективная история, разгоревшаяся в кулуарах фестиваля.

Дело в том, что на том же фестивале демонстрировался фильм Василия Шукшина «Калина красная». Картина превосходная, однако вызвавшая волну неприятия со стороны чиновников от кино. Поэтому ими была предпринята отчаянная попытка «задвинуть» фильм и лишить его возможности получить главный приз фестиваля. Для этого украинской делегации было предложено: «Ваша картина «В бой идут одни старики» может стать первой вместо «Калины красной». Однако члены делегации отказались обсуждать этот вопрос без Быкова. «Тогда уговорите его!» - посоветовали им чиновники. И вот в два часа ночи в номер гостиницы, где проживал Быков, пришли его коллеги по кинематографу. «Мы можем получить главный приз вместо «Калины красной», - сообщили они режиссёру. На что тот ответил: «В списке, где будет Василий Шукшин на первом месте, я почту за честь быть хоть сотым. Ведь моя картина - это рядовой фильм о войне, а его - это настоящий прорыв в запретную зону, прорыв в сферу, о чём раньше и думать-то не позволялось. Так и передайте мои слова руководителям фестиваля».

В результате «Калина красная» взяла-таки главный приз бакинского кинофестиваля.


«Аты-баты шли солдаты»

После триумфального успеха фильма «В бой идут одни старики» не замечать талантливого режиссёра было уже невозможно. В том же году ему было присвоено звание народного артиста Украины.

В 1975 году Быков приступил к съёмкам новой картины, и темой её вновь стала война. Фильм назывался «Аты-баты, шли солдаты» (сценарий написали Борис Васильев и Кирилл Раппопорт). В главных ролях в нём снялись Владимир Конкин и сам Леонид Быков (это была его 22-я роль).

Первоначально сниматься в этой картине Быков не предполагал. На роль ефрейтора Святкина пробовались многие актёры, но никто из них не подошёл. И тогда коллеги Быкова заявили: «Лёня, это же твоя роль. Неужели ты не видишь?» И оказались правы. Лучше Быкова эту роль вряд ли бы кто-нибудь сыграл.

Съёмки картины проходили под Загорском в феврале 1976 года и были сложными. В распоряжение картины были выделены танки, артиллерия и несколько армейских взводов. Но подготовка к съёмкам затянулась до поздней осени. Лишь в конце ноября группа выехала в Загорск. Там за месяц отсняли значительную часть картины. Однако когда пленку проявили, выяснилось, что почти всё ушло в брак. План студии горел, летел рабочий график. Кроме того, выделенные взводы солдат и военную технику нельзя было держать бесконечно. И Леонид Фёдорович поехал в Москву на приём к министру обороны маршалу Гречко.

По возвращении в Загорск у Быкова случился инфаркт. На «скорой» его отвезли в больницу, где он и написал свое знаменитое письмо-завещание, обращённое к друзьям, режиссёру Николаю Мащенко и актеру и режиссёру Ивану Миколайчуку… Ещё месяц пролежал Леонид Федорович в киевской больнице, куда его перевезли из Загорска.

На следующий же день после выписки он назначил съёмки одной из самых трудных сцен картины, в которой сам участвовал, и которая требовала от него огромных эмоциональных и физических сил. Несмотря ни на что, картина была закончена.

Героический труд участников этой картины оказался не напрасным. Это был новый триумф режиссёра и актёра Леонида Быкова. В том же году ему была присвоена Государственная премия Украинской ССР.

Глядя на официальные строчки биографии Леонида Быкова, не стоит думать, что всё было гладко. Все эти триумфы, награды, конечно, искренне радовали его, но душа его была неспокойна. Всеобщая лесть, угодничество, коррупция, царившие вокруг, не давали ему спокойно жить и работать. Даже официальная приёмка такого фильма, как «Аты-баты, шли солдаты», в котором не было никакой политики, никакого диссидентства, проходила довольно сложно. Во время просмотра представитель Госкино внезапно... захрапел, сморенный сном. Затем, проснувшись, начал задавать нелепые вопросы: «А почему это у вашей картины такое странное название? Какая-то детская считалка...» Слава богу, у присутствующих хватило духа ему возразить и отбить многие его придирки и замечания.

Инфаркт, перенесенный во время съемок фильма «Аты-быты, шли солдаты…» не был последним.

Когда очередная болезнь слегка отпустила, Быков поехал на студию имени Довженко, чтобы подать заявление об уходе. Об этом доложили первому секретарю ЦК Компартии Украины Щербицкому, который Быкова обожал. Щербицкий лично встретился с любимым актером. О чём они говорили, кто знает. Но после их беседы, Быков свое заявление забрал…


Последний год

Видимо, чтобы поддержать Леонида Фёдоровича, Комитет по кинематографии СССР специально подобрал для него сценарий. Это была философская комедия «Пришелец». Самому Быкову предстояло сыграть в будущей картине сразу две роли - землянина, механизатора Тишкина и его двойника-пришельца из космоса Глоуза. Он начал увлечённо работать. Утверждал эскизы декораций, подбирал актеров.

Съёмки фильма проходили в тяжёлых для Быкова условиях. В первую очередь ему было тяжело морально. Будучи человеком честным и порядочным, он не мог видеть, как другие люди, его же коллеги по работе, выслуживаясь перед властью, буквально рвут зубами друг друга в борьбе за материальные блага (квартиры, загранпоездки), пишут доносы. Видимо, поэтому Быков не вступал в ряды КПСС, хотя все эти годы его постоянно туда тянули. В конце концов, все эти обстоятельства и привели к трагедии.

В начале 1979 года Быков внезапно пишет завещание на имя своих друзей - Николая Мащенко и Ивана Миколайчука. В этом завещании Быков просит в случае его смерти (он так и пишет: «Я уйду в ближайшее время, чувствую, что больше не протяну») позаботиться о его семье, продать машину и т. д. В этом же письме Быков отдавал распоряжения и насчёт своих будущих похорон. Он хотел, чтобы его хоронили только друзья, без всякого официального участия (панихида в Доме кино, речи чиновников и т. д.). «Не надо никаких речей над могилой, скажите только: «Прощай» - и спойте мою любимую песню - «Смуглянку». Иначе я встану из гроба и уйду от вас». Вот таким вкратце было то необычное письмо. И вскоре после его написания Быков действительно ушеё из жизни.

12 апреля 1979 года Быков возвращался на своей машине с дачи под Киевом. Впереди него двигался асфальтировочный каток, и Быков решил его объехать. Однако как только он стал осуществлять обгон, ему навстречу выскочил грузовик. Чтобы избежать лобового столкновения, Л. Быков вывернул руль в сторону и на всей скорости врезался в каток.

На момент смерти Быкову было всего 50 лет. У него осталось трое детей.

На похороны Быкова пришло много людей. Перед гробом несли фотографию, где он был снят в роли комэска Титаренко. А затем над его могилой прозвучала «Смуглянка», как он и хотел…

В 1981 году друзья Л. Быкова сняли о нём документальный фильм, который назвали очень просто и точно: «...которого любили все».

В 1994 году малой планете, ранее обозначенной в международном каталоге малых планет как «1973SO4», присвоено имя актера. Носит его имя и один из военных самолетов на Украине, МиГ-29. Но главным памятником замечательному актеру и режиссеру Леониду Быкову стали его картины и его герои…



Актёры

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)

1 ноября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сегодня слово о Христе мы должны нести, в том числе, и опираясь на средства массовой информации». Ответы на вопросы участников V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками V Международного фестиваля православных...

(См. далее...)

31 октября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

Миссия Церкви имеет своей целью только спасение человека. Выступление на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с организаторами и участниками V Международного фестиваля...

(См. далее...)


Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Святые и святыни:
Мученик Савин

29 марта

Мученик Савин (287)

Дни памяти: Март 13 (26), Март 16 (29)

(См. далее...)

Знаменательные даты:
12 апреля 1961. 1-й полёт человека в космос

12 апреля

Всемирный День авиации и космонавтики

12 апреля 2008 года исполняется 47 лет со дня полёта первого человека в космос. Сделал это наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. 108 минут проведенные им в космосе открыли дорогу другим исследователям космического пространства.

(См. далее...)

Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год