29 марта 2024
Разделы событий:
События по теме:

31 марта

Генерал, русский военный деятель А.А. Брусилов (1853-1926)

Родился - 1853, Тифлис; умер - 1926, Москва.

(См. далее...)

31 марта

Писатель К.И. Чуковский (1882-1969)

(Родился - 1882, Петербург; умер - 1969, Кунцево)

(См. далее...)

31 марта

Австрийский композитор Ф.Й. Гайдн (1732-1809)

( 31.03.1732 года [Рорау (область Бургенланд в восточной части Нижней Австрии)]- 31.05.1809 года [Вена])

(См. далее...)

1 апреля

Русский писатель Н.В. Гоголь (1809-1854)

1 апреля 1809 год родился великий русский писатель Н.В. Гоголь. Умер 4 марта 1852 года

(См. далее...)

Другие события:

29 марта

Мученик Савин (287)

Дни памяти: Март 13 (26), Март 16 (29)

(См. далее...)

30 марта

Преподобный Алексий, человек Божий (411)

День памяти: Март 17 (30)

(См. далее...)

31 марта

Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

Отныне будут ублажать Меня все роды.

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
Выдающиеся личности

25 января

Русский религиозный философ, писатель, публицист, литературный критик К.Н. Леонтьев (1831-1891)


День рождения: Январь 13 (25)
День памяти: Ноябрь 12 (24)



К.Н. Леонтьев

Леонтьев Константин Николаевич (1831–1891) - русский религиозный философ, писатель, публицист и литературный критик.

Родился 13 (25) января 1831 года в селе Кудиново Калужской губернии в семье небогатого помещика.

В 1849 году окончил семь классов Калужской гимназии с отличными отметками по всем предметам, кроме физики и математики, и поступил на медицинский факультет Московского университета.

В 1854 году, когда началась Крымская война, изъявил желание поступить на военно-медицинскую службу и, не окончив пятого курса, в том же году был назначен младшим ординатором Керчь-Еникальского военного госпиталя.

К тому времени он уже был автором комедии «Женитьба по любви» (1851), высоко оценённой И.С. Тургеневым и рекомендованной им в «Отечественные записки». Цензура комедию не пропустила, но Леонтьев не был обескуражен, и следующее его сочинение, повесть «Благодарность», хлопотами Тургенева, видевшего в юном авторе необычайно талантливого подражателя, была напечатана в литературном приложении к «Московским ведомостям» в начале 1854 года.

Работа над романом «Булавинский завод», тоже в тургеневском духе, была прервана отправкой на театр военных действий.

Приобретённый в качестве военного врача жизненный опыт послужил подтверждением тогдашних сугубо материалистических воззрений Леонтьева. Сам он охарактеризовал их как «естественно-эстетическое чувство, поддержанное и укреплённое рациональным идеалом науки». Это чувство порождало стремление к радикальному переустройству общества на прочных научных основаниях, «справедливых и приятных». Правда, идеал такого переустройства он уже тогда склонен был видеть не в будущем, а в прошлом.

В 1854–1857 годах в Крыму вызревали и отчасти писались комедия «Трудные дни», повесть «Лето на хуторе», очерки «Ночь на пчельнике» и «Сутки в ауле Биюк-Дортэ» («обличительный пустяк», по его позднейшей оценке) и большой роман «Подлипки», напечатанный в 1861 году в «Современнике».

Во всех этих сочинениях, как и в повести «Второй брак» (1860), очевидно влияние Тургенева и Жорж Санд, но уже роман «В своём краю» (1864) , изображающий деревенскую помещичью жизнь, свидетельствует о главенстве эстетического принципа оценки жизненных явлений и крайней враждебности автора идеям социалистического равенства. В рецензии на него М.Е. Салтыков-Щедрин называет автора собирателем «ядов» из произведений И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.Ф. Писемского и Д.В. Григоровича, не заметив их сублимации в собственный, «леонтьевский яд».

В 1862–1863 годах Леонтьев резко отошёл от «нигилизма» чернышевско-добролюбовского «Современника» и принял за аксиому утверждение культурной самобытности и собственного назначения России, которая призвана идейно-политически противостоять западноевропейскому «демократическому прогрессу» и убогому, чужеродному конституционному либерализму «славянства». Со всей свойственной ему последовательностью Леонтьев сформулировал эти идеи позднее, взяв в союзники социолога и естествоиспытателя Н.Я. Данилевского, автора книги «Россия и Европа» (1869). Однако идейные установки Леонтьева явственно определились уже к середине 1860-х годов.

В 1863 году, после увольнения из армии, Леонтьев отказался от медицинской карьеры и устроился в азиатский департамент министерства иностранных дел. В течение десяти лет занимал различные должности в российских консульствах на территории Оттоманской Порты: в Кандии (остров Крит), Адрианополе, Янине, Салониках и др.

Его повести и очерки печатались в «Русском вестнике» и были собраны под общим заглавием «Из жизни христиан в Турции» (1876).

В 1871 году Леонтьев серьёзно заболел. Когда смерть казалась ему неминуемой, он увидел икону Божьей Матери, которую ему подарили Афонские старцы, и дал обет Богородице, что в случае выздоровления примет монашество. Через два часа он почувствовал облегчение.

Оправившись от болезни, Леонтьев всей душой обратился к религии. Религиозное начало явилось стимулом всей дальнейшей писательской деятельности Леонтьева: он отрёкся от некоторых прежних, «в высшей степени безнравственных» сочинений, сжёг рукописи цикла романов «Река времён» – плод многолетней работы – и целиком посвятил себя публицистике и критике.

Предвестием этого стала статья «Грамотность и народность» (1870), вызвавшая взрыв негодования либералов и прогрессистов. В ней речь шла о пагубности западноевропейского просвещения для духовного и культурного своеобразия народа и для его нравственного развития.

Сразу после «душевного переворота» Леонтьев отправился на Афон, в русскую монашескую общину Пантелеймонова монастыря и прожил там почти год. Он намеревался исполнить своё обещание стать монахом, но афонские старцы отговорили его от такого шага.

Леонтьев оставил дипломатическую службу и возвратился в Россию. Жил большей частью в своей деревне, наведываясь в Оптину пустынь.

Непосредственным творческим следствием «переворота» явился центральный для мысли Леонтьева трактат «Византизм и славянство», направленный против славянофильства («мечтательное и неясное учение»); политически ошибочным и даже вредным с точки зрения судеб России Леонтьев считал и панславизм – официоз 1870-х годов. Недаром М.Н. Катков отказался печатать трактат в своем «Русском вестнике». Опубликованный ничтожным тиражом как выпуск «Чтений в Обществе Истории и древностей российских» в 1875 году, он не мог оказать воздействия на общественное мнение, поддерживавшее войну с Турцией. Впрочем, впоследствии трактат обрёл заслуженное признание как веха российской социально-исторической мысли и был издан в составе сборника трудов «Восток, Россия и славянство» (тт. 1–2, 1885–1886).

Биологический подход к истории как органическому развитию человечества Леонтьев заимствовал в упомянутом сочинении Данилевского. Предполагалось, что всякая цивилизация проходит три стадии: первоначальной простоты, цветущей сложности и смесительного упрощения, уравнения и разложения. Согласно Леонтьеву, Европа уже вступила в третью стадию, о чём свидетельствует в числе прочего владычество эгалитарно-демократического, буржуазного идеала и соответствующее ему революционное гниение (а отнюдь не обновление) общества. Россия, будучи особым и отдельным социальным организмом, порождением и наследницей Византии, имеет шансы избежать общеевропейской участи, если последует велениям собственной судьбы и обособится от Европы.

В этих целях Леонтьев предлагал реанимировать основополагающую «троицу»: Православие, т.е. строго церковное и монашеское, отрешённое от мира христианство («церковь должна быть независимее нынешней... смелее, властнее, сосредоточеннее»); самодержавие, т.е. незыблемую монархическую государственность, как можно более сословную, жёсткую и деспотическую («с осторожностью подвижно. Вообще сурово, иногда и до свирепости»); и народность, т.е. самобытные национальные формы жизни («быт должен быть поэтичен, разнообразен в национальном, обособленном от запада, единстве»). «Россию надо подморозить», – провозгласил Леонтьев: только так, и при этом совершенно отрешившись от растленного «славянства», Россия может обрести будущность.

Леонтьев получил возможность проповеди своих взглядов, став помощником редактора газеты «Варшавский дневник» в 1880 году. Это продлилось несколько месяцев, и его тематические статьи («Религия – краеугольный камень охранения», «Панславизм», «Взрыв в Зимнем дворце», «Чем и как либерализм наш вреден», «Как надо понимать сближение с народом», «О всемирной любви» и т.д.) звучали как не услышанный контрреволюционный набат.

Достойным завершением критико-публицистического творчества Леонтьева явились его полемические заметки о творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого «Наши новые христиане» (1882) и «критический этюд» «Анализ, стиль и веяние. О романах гр. Л.Н .Толстого» (1890).

Своего рода политическим завещанием стали поздние работы «Национальная политика как орудие всемирной революции» (1889) и «Славянофильство теории и славянофильство жизни» (1891).

В 1887 году Леонтьев поселился в Оптиной пустыни.

Незадолго до смерти принял тайный постриг под именем Климента и переехал в Сергиев Посад.

Умер Константин Николаевич Леонтьев (монах Климент) в Сергиевом Посаде 12 (24) ноября 1891 года и был похоронен на кладбище Гефсиманского скита Троице Сергиевой лавры близ храма Черниговской Божьей Матери.


ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТОВ: К. Леонтьев,



Кругосвет

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)

1 ноября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сегодня слово о Христе мы должны нести, в том числе, и опираясь на средства массовой информации». Ответы на вопросы участников V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками V Международного фестиваля православных...

(См. далее...)

31 октября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

Миссия Церкви имеет своей целью только спасение человека. Выступление на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с организаторами и участниками V Международного фестиваля...

(См. далее...)


Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Святые и святыни:
Мученик Савин

29 марта

Мученик Савин (287)

Дни памяти: Март 13 (26), Март 16 (29)

(См. далее...)

Знаменательные даты:
12 апреля 1961. 1-й полёт человека в космос

12 апреля

Всемирный День авиации и космонавтики

12 апреля 2008 года исполняется 47 лет со дня полёта первого человека в космос. Сделал это наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. 108 минут проведенные им в космосе открыли дорогу другим исследователям космического пространства.

(См. далее...)

Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год