20 апреля 2024
Разделы событий:
События по теме:

21 декабря 2012

Круглый стол в Общественной палате РФ «1612-2012: уроки истории. Продолжение следует»

21 декабря 2012 года в Общественной палате РФ прошёл Круглый стол на тему «1612-2012: уроки истории. Продолжение следует», посвящённый подведению итогов Года российской...

(См. далее...)

8 декабря 2012

Выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть» в Музее современной истории России

8 декабря 2012 года преподаватели колледжей Москвы – участники постоянно действующего семинара по проблемам духовно-нравственного воспитания при Учебно-методическом...

(См. далее...)

4 ноября 2012

День народного единства: возложение цветов представителей регионов к памятнику К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади

4 ноября 2012 года, в День народного единства, состоялось традиционное возложение цветов представителей региональных общественных...

(См. далее...)

3 ноября 2012

«Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли...

Фото...

(См. далее...)

Другие события:

15 декабря 2015

Заседание МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного «года князя Владимира»

15 декабря 2015 года на площадке Городского методцентра состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета по подготовке...

(См. далее...)

8 декабря 2015

МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного года, посвящённого святому князю Владимиру

8 декабря 2015 года в офисе Женского православно-патриотического общества прошло заседание Рабочей группы Межрегионального координационного...

(См. далее...)

5 октября 2015

МКОС: подготовка к Дню народного единства и круглому столу в Общественной палате РФ

5 октября 2015 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества прошла встреча представителей общественных организаций, входящих в...

(См. далее...)

Архив событий:
СОБЫТИЯ:
История и современность|Краеведение

Регион: Тамбовская область


2 июня 2009

Издательский проект «Программное и учебно-методическое обеспечение инновационного авторского курса «Духовное краеведение»



Лучшая инновационная разработка 2008 года в ЦФО

Евтихиева Л.Ю.

 

Издательский проект «Программное и учебно-методическое обеспечение инновационного авторского курса «Духовное краеведение»

 

Сведения об авторе:

Евтихеева Людмила Юрьевна, канд.фил. наук, доцент, преподаватель о филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Орловская региональная академия государственной службы», г. Тамбов.

 

Краткое содержание работы:

Издательский проект «Программное и учебно-методическое обеспечение инновационного авторского курса «Духовное краеведение» представлен к конкурсу в номинации «Лучшая инновационная разработка года». Проект включает:

 

1. Программа курса «Духовное краеведение» для 5-11 классов. /Авторы-составители: иер. Геннадий Андреев, иер. Виктор Лисюнин, Л.Ю. Евтихиева, И.В. Клемешова. – Тамбов: ТОИПКРО, 2007 – 48 с.;

2. Иконы Тамбовского края. Учебно-методическое пособие по курсу «Духовное краеведение Тамбовщины»/Авторы: П.Н. Евтихиев, Л.Ю. Евтихиева – Тамбов: ТОИПКРО, 2008. – 51 с.;

3. Организация экскурсионно-туристической работы в рамках курса «Духовное краеведение». Учебно-методическое пособие/ Автор: Л.Ю. Евтихиева – Тамбов: ТОИПКРО, 2008. – 68 с.;

4. CD-диск «Иконы Тамбовского края». Аудио- видеопособие по курсу «Духовное краеведение». – Тамбов: НМЦКА, 2008;

5. CD-диск «Организация экскурсионно-туристической работы в рамках курса «Духовное краеведение». Видеопособие. – Тамбов: НМЦКА, 2008.

 

Издательский проект представляет собой программное, информационное, учебно-методическое обеспечение курса «Духовное краеведение», который рассчитан на систематические занятия со школьниками 1 - 11 классов. Методологической основой подачи образовательно-воспитательного материала является этнокультурология. Методической основой – комплексный подход к процессу формирования творческой, социально адаптивной личности молодого человека.

Инновационность предлагаемого курса заключается в использовании модели синтеза образовательно-воспитательной информации на основе традиционных духовных мировоззренческих констант, которые всегда были основой православных традиций воспитания и образования. Сама идея разработки курса «Духовное краеведение» является возвращением к опыту оптинских старцев, еще на рубеже XIX и XX столетий предвидевших кризис системы образования, построенной исключительно на рационалистических, светских началах.

В «Программе курса «Духовное краеведение» приводится Учебно-тематический план, включающий широкий круг информации из области гуманитарных, естественнонаучных и прикладных учебных дисциплин. Формируемое умение видеть духовность окружающего природного и социального мира является опорным моментом пробуждения и развития созидательного творческого потенциала ребенка. Значительное место в арсенале средств педагога-организатора отводится артпедагогическим и коррекционным технологиям. Курс духовного краеведения вписан в систему дополнительного школьного образования, что решает значительный круг образовательно-воспитательных и социальных задач. Организовать свободное время школьника на духовных началах, воспитать в нем самом потребность жить духовно и созидательно – значит дать ему традицию духовного образа жизни. К занятиям в рамках курса «Духовного краеведения» привлекаются люди творческих профессий, родители, контактные со школой структуры, что дает навык соработничества, соучастия в общем стремлении познать и сохранить духовное этнокультурное наследие России. Курс открывает возможность создания новых рабочих мест для педагогических кадров, что способствует оздоровлению социальной среды. Предлагаются разнообразные формы вовлечения детей в процесс изучения и созидания культурных ценностей: организация театральных коллективов, художественно-ремесленных студий, досуговых клубов, проведение конференций, экспедиций, организация экскурсий, паломнических поездок. Например, в учебно-методическом пособии «Иконы Тамбовского края» излагаются формы организации школьного театрального коллектива, предлагаются сценарии композиций, посвященным патриотическим темам исторического прошлого России и родного края. В пособии «Организация экскурсионно-туристической работы в рамках курса «Духовное краеведение» подробно излагаются вариативные модели работы со школьниками по экскурсионно-туристическому направлению. Эмоциональное, образное восприятие предлагаемых форм работы поддерживается содержанием CD-дисков, представляющих собой аудио- и видеопособия.

Курс «Духовное краеведение» предлагает следующие формы учебно-воспитательной коммуникации в рамках системы школьного дополнительного образования:

 

I. Классные формы работы:

1. Урок интеллектуальной подготовки, развивающий мотивацию духовно-нравственного самосовершенствования, а также формирующий аргументированное понятие о созидательном образе жизни. В программе 7 тематических разделов, охватывающих и синтезирующих знания из следующих научных областей: I. Культурология; II. Искусство; III. Хронология. Календарь, церковный и народный; IV. История; V. Филология; VI. Музееведение; VII. Естествознание;

2. Заседания этнокультурный клуб «Паломник», которые могут представлять собой не только презентацию результатов информационного поиска педагога дополнительного образования и школьника, но также и встречу с интересными людьми, владеющими знаниями из области этнокультурного наследия;

3. Мероприятия в рамках художественных студий: декоративно-прикладных, театральных, хоровых и пр. В данном случае внимание акцентируется, что дополнительное образование в школе, в отличие от дополнительного образования в учреждениях культуры, должно носить системный учебно-воспитательный характер. Художественный навык в данном случае получает осмысление не столько, как навык сам по себе, но как часть духовной традиции, как социально одобренная форма деятельности. Художественные студии в рамках программы по «Духовному краеведению» предполагают работу в тесном сотрудничестве с системой урочных занятий.

 

II. Внеклассные формы работы.

Внеклассные формы, прежде всего, предполагают консолидацию сторон учебно-воспитательного процесса: преподавательского состава школы и учащихся, родителей, всей инфраструктуры государственных и общественных организаций. Внеклассные мероприятия могут рассматриваться как контрольная, итоговая форма духовно-нравственного воспитания на основе организации курса «Духовное краеведение». Если в первой группе форм учебно-воспитательной коммуникации наиболее логично использование урочных и студийных занятий, то во второй – эффективны расширенные формы презентации результатов образовательно-воспитательного процесса в рамках курса «Духовное краеведение». Для того, чтобы эти формы были эффективными в плане коррекции духовности школьной среды, в плане воспитания гражданственности и патриотизма, социальной креативности, профориентационной адаптивности, целесообразно организовать школьный этнокультурный центр, осуществляющий социальный менеджмент. Такой центр координирует работу педагогов дополнительного образования, способствует общественной полезности и значимости результатов обучения по программе курса «Духовное краеведение»

Предлагаемая программа учитывает уже имеющийся в этом направлении региональный опыт:

1. Школьные (местные, районные, областные) научно-практические конференции, интернет-конференции, посвященные истории и современности духовной традиции родного края, России и пр.;

2. Церковно-приходской праздник, в котором школа может принять участие в плане трудового послушания (уборка территории, помещений для проведения праздника и пр.), подготовки просветительских мероприятий и пр. Большую помощь в этом случае могут оказать художественные студии, изготавливающие предметы праздничного православного быта, сувениры. Вокальные, театральные студии подготавливают соответствующие программы, посвященные праздничной тематике;

3. Классный, школьный, городской (сельский) праздник. В соответствии с отечественной духовной традицией осуществляется подготовка и проведение государственных, народных праздников;

4. Расширенное родительское собрание. Это мероприятие позволяет выявить и сделать общим достоянием здоровые семейные традиции, которые всегда опирались на духовную этику православной семьи;

5. Организация добровольно-благотворительной помощи в уборке территории, помещений, оказание помощи инвалидам, нуждаемся и пр. Экскурсионно-туристическая форма (паломническая поездка, паломнический поход, туристический выезд, научный туризм в форме организации этнокультурной экспедиции и пр.).

Масштаб курса «Духовное краеведение». Учебный предмет «Духовное краеведение Тамбовщины» охватывает весь период обучения в школе, с 1-го по 11-ый класс. Характер содержания курса требует самого широкого синтеза информации, следовательно, предполагает использование различных типов информации во всех доступных выявлению хронологических и социальных пластах.

 

Цель.

Сформировать на основе интеллектуальной компетенции и самостоятельного творческого навыка условия для развития духовной личности. Сформировать духовные качества личности, ценностную картину мира, освоить и осмыслить такие сложные философские категории, как: - любовь; - совесть; - душа; - духовность; - разум; - ответственность; - долг; - истина; - благо; - красота и пр.

 

Задачи.

Выполнение нижеуказанных задач позволяет реализовать установку Закона РФ «Об образовании», Концепцию развития национального образования в части обеспечения единства образовательной и воспитательной функции. Сделать духовно-нравственное воспитание опорой актуализации школьных знаний в этнокультуром контексте краеведения.

 

Образовательные задачи:

1. Сформировать информационный фон знаний, позволяющий осмысливать этнокультурные духовные традиции родного края как неотъемлемую часть поддержания этнокультурной солидарности;

2. Обеспечить устойчивые знания по широкому спектру тем: народный и церковный календарь, памятники истории и культуры, святые подвижники земли Тамбовской и пр.;

3. Сформировать умение осмысленно выражать аргументированное мнение по спектру проблем этнокультурной направленности: соотношение народного и церковного начала жизнеустройства, региональные духовные особенности и их проявление, духовность и региональная демография и пр.;

4. Воспитать творческие навыки воспроизведения традиций региональной духовности (внеклассная и каникулярная работа). Воспитательные задачи:

5. Сформировать представление об этических нормах духовности,

6. Наполнить содержанием представление о патриотизме, любви к Родине, ответственности за судьбу ближнего, общества и государства.

 

Методологические, методические, педагогические принципы курса «Духовное краеведение»

Наиболее актуальным ответом на современные тенденции образования мы считаем использование потенциала регионального духовного наследия, в чем убеждает нас личный опыт организации и работы других регионов страны. Предлагаемый опыт не имеет единой устоявшейся обучающей практики и концептуальной основы. Следовательно, психолого-педагогическая концепция должна быть скорректирована относительно поставленных целей и задач. Предлагаемый масштаб проекта требует умения опираться на сложные парадигматические структуры. Без широкого охвата всей парадигмы знаний нельзя корректировать свое положение относительно процесса глобального интеллектуального передела мира [1]. Очевидно, что ни одна из предлагаемых учебно-воспитательных форм не может не учитывать процесса модернизации общества, на чем, собственно, настаивает Постановление № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года от 11.02.2002». В контексте модернизации отечественной системы образования необходимо искать учебно-воспитательные формы, позволяющие эффективно пополнять интеллектуальную базу человека, идя навстречу его творческому потенциалу и обеспечивая успешную его социализацию и самореализацию. Вероятно, именно так должен выглядеть процесс образования, который хочет соответствовать меняющимся реалиям XXI века.

Ученые предполагают, что российское общество ожидает резкая эпоха перемен, когда потеряет свое значение критерий количественного роста по параметрам энергетики, численности людей и т.д. Более важными могут стать критерии качества жизни, изменение глобальной структуры человеческой деятельности или что-то другое. В этой ситуации жизненно важной необходимостью становится воспитание на высоко духовных основах, осознанное понимание смысла личностной и общественной духовной практики. Процесс модернизации образования в России призван обеспечить развитие духовности и творческой личности не как желаемый педагогический идеал, а как социокультурный императив: творческая личность - условие «сохранения человечества на планете» [2]. Важными ценностями модернизации образования служат степень его интеллектуализации и технологизации. Интеллектуализация рассматривается как необходимое условие формирования духовности личности, способной творчески преобразовывать действительность в соответствии с идеалами истины, добра и красоты. Интеллектуализация образования вообще и музыкального в частности связывается со способностью личности владеть творческим мышлением (теоретическим, постигающим – В.В. Давыдов) [3].

Успешному развитию личностного творческого потенциала препятствуют две причины:

1) технократическое представление о социальной роли специалистов;

2) «сложности роста» отечественного социокультурного сектора (резкое снижение финансирования образования всех уровней; изменение отношения учащейся молодежи к образованию; попрание принципа одинаковых возможностей для обучения в вузах; тенденция снижения социальной защищенности студентов и педагогов, а также утрата качества образования; распространение на сферу образования рыночных форм деятельности и др., что «может привести к утрате наиболее уязвимых слагаемых общественного богатства - научно-методического опыта и традиций творческой деятельности» [4].

В результате технократического представления о социальной роли специалистов, которое сложилось в результате милитаризации общества, экономики и отечественного образования в ХХ веке, сформировались: неуважение к природе и человеку; узкая профессиональная направленность образования, которая идет в ущерб общему духовному и культурному развитию личности; авторитарный стиль преподавания, а также заформализованность учебно-воспитательного процесса, в результате чего он сильно зарегламентирован, что можно рассматривать как сильнейшее «наследственное» влияние российской бюрократии, исторически пустившей свои метастазы во все сферы государства, образования, права, культуры.

Известно, что с начала 90-х гг. возобладала точка зрения, что дело школы – хорошо учить, и не более того. Понятие нравственного воспитания вообще исчезло. Так в педагогической энциклопедии говорится, что в обществе нет никого, кто бы имел право считаться нравственным авторитетом, а значит нельзя такие понятия, как нравственность, вносить в образовательный процесс. Как это не парадоксально, но установка современного образования на качественное обучение во многом оказывается не достижимой из-за выпадения воспитательного компонента. Девальвация нравственного критерия сказывается на ценностных подходах к выбору содержания образования. Если никого нельзя считать нравственным авторитетом, то размываются базовые понятия о добре и зле, правде, совести. Деформация этих понятий дезориентирует человека, ввергает его в состояние отчаяния, стресса, агрессии, уныния, апатии, следствием чего выступают пьянство, наркомания, преступность наблюдаемые в молодежной среде. Доминирование «техницистского активизма» в образовании [5] к концу ХХ века, привело к тому, что для значительной части молодежи, по выражению В.П. Зинченко, перестали существовать важные «категории нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства». Следовательно, любая современная учебно-воспитательная форма должна научиться преодолевать «кризис цивилизации», результатом которого является «кризис образования», преобразовывать технократический тип мышления в гуманитарный. Ориентиром учебно-воспитательного процесса должен стать человек-творец, носитель творческого, ноосферного мышления, к чему призывал выдающийся ученый В.И. Вернадский, неразрывно связанный с Тамбовским краем.

Среди положительных тенденций в системе образования, на которые не опасно опираться педагогу-практику, следует назвать процессы гуманизации, фундаментализации и экологизации творческого мышления человека. Опорными в этом случае должны стать комплексный и синергетический подходы, обеспечивающие возможность разработки экологических технологий обучения, основанных на развивающих принципах, и более широкое, распространяющееся на природосообразность построение самого образования [6.]

Теоретический арсенал педагогического дискурса, составивший опору нашей концепции, не противоречит лучшим отечественным традициям педагогики. Так, например, К.Д. Ушинский писал: «Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека» [7]. Воспитание К.Д. Ушинский осмысливал как полинаправленный процесс, как общественное явление, «создание истории». Цель воспитания он видел в формировании активной и творческой личности. Воспитание он рассматривал и как главный фактор не только человеческого, но и общественного развития. Данная мысль как нельзя лучше соответствует тенденции гуманизации современного образования, которая предполагает, что обучающийся субъект не только должен овладеть общечеловеческими ценностями, содержащимися в гуманитарном знании и культуре, но и актуализировать их затем в своей профессиональной и общественной деятельности. Только в этом случае человек получает возможность быть не только потребителем, но и созидателем общественных благ.

Этнокультурный региональный опыт рассматривается нами и как содержание, источник творческих идей, сюжетов, программ, и как тезаурус возможных подходов к образованию и воспитанию. Академические формы педагогического знания находят соответствие в народной педагогике, которая всегда использовала эстетические формы деятельности в целях образования и воспитания. К.Д. Ушинский заключает: «первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. По идейному содержанию, силе наблюдательности, точности мысли и выражения народная мудрость о воспитании настолько оригинальна, что воистину никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа» [8]. Философии академической и народной педагогики одинаково высоко ставят в системе жизненной подготовки человека принцип игры, культуру игры. Актерское, инструментальное и вокальное исполнительство – суть игра, преобразующая обыденное пространство в эстетическое. Яркую этническую, этнокультурную окрашенность игрового пространства и его участников, высокую концентрацию ценностных смыслов игры отмечали Е.А. Покровский, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков [9]. Г.С. Виноградов характеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении. Способность игры влиять на повседневное поведение, знание, игровое начало фольклорных форм – пословицы, поговорки, сказки – подчеркивали Г.С. Виноградов и Г.Н. Волков.

Желание научиться говорить региональным языком требует выявления и освоения традиционного наследия. Адекватное понимание, например, праздника всегда требует четкого знания церковного и народного календарей, на основе чего, по образному выражению Ивана Александровича Ильина возможно пробуждение «чувствилища к национальному духовному опыту» [10]. Разрабатывая концепцию учебного курса, мы опирались на философские положения национального воспитания Ивана Александровича Ильина. Он считал, что национальное воспитание должно строится на основе изучения следующих источников: а) языка, б) песен, в) молитв, г) сказок, д) жития святых и героев, е) поэзии, з) истории, ж) армии, и) территории. По мнению И.А. Ильина, формирование содержания образования из этих источников позволяет бороться с национальным обезличиванием, что выражается в том, что человек «молится и думает русскими словами, чует кровь и дух русских предков, принимает всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа» [там же]. Именно это чувство формирует в человеке те поведенческие модели, которые отличают людей как достойных представителей своей культурной эпохи. Язык, по И.А. Ильину «вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и творческие замыслы народа» [там же].

Таким образом, методологической основой курса является культурная антропология, требующая чтобы в центре познания, обучения и воспитания всегда находилась творчески мыслящая и духовно богатая личность.

Принципиальной основой курса является его опора на региональный компонент, региональное этнокультурное наследие, включающее не только рамки современных границ Тамбовской области, но и те территории, которые составляли ареал автохтонного населения, миграционное и эмиграционные локусы, вне которых осмысление регионального наследия не может быть полным. Методологической установкой является опора на Государственный стандарт общего образования, что обеспечивает внутреннюю непротиворечивость курса и его соответствие принятой программе модернизации российского образования - повышению доступности, качества и эффективности. Структура программы и предлагаемая методика позволяют взаимодействие всех трёх компонентов Государственного стандарта (федерального, регионального и компонента образовательного учреждения). Используется концентрический принцип организации учебного материала, охватывающего единым планом начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование.

Перед авторами стояла также задача максимально использовать возможности, открытые новым Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г., а также основные направления модернизации общего образования. Прежде всего следующие:

- личностная ориентация содержания образования;

- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

- усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;

- формирование ключевых компетенций — готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

- обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений);

- усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, - экономики, истории, права, литературы, русского, родного и иностранного языков, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения;

- переход к 4-летнему начальному образованию;

- введение профильного обучения на старшей ступени школы;

- нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;

Предлагаемая программа выполняет и еще одну перспективную задачу обучения – обобщение, интегрирование учебного материала на междисциплинарном подходе; актуализация знаний и навыков.

Введение в курс элементов комплексных научных дисциплин, таких как этнокультурология, этнолингвистика, природная и культурная экология, науковедение, страноведение – соответствует процессам возрождения России, демократизации государства, гуманизации и гуманитаризации образования, преодолению технократических подходов и осознанию недальновидности доминирования экономического курса развития государства и общества.

Структура и содержание курса. С учетом перечисленных задач, курс «Духовное краеведение» логичнее всего разрабатывать на интегративных, комплексных, модульных началах. Расположение материала учитывает ступенчатость, повторяемость процесса образования.

 

Структура курса

учитывает несколько уровней знаний духовного наследия Тамбовщины:

I. Средовой уровень (1. Природный, 2. Культурный, 3. Духовный);

II. Информационный уровень (1. Естественнонаучный, 2. Гуманитарный, 3. Деятельностный),

III. Отраслевой (География, биология, физика, история, литература, язык, спорт, искусство, духовная практика).

 

Содержание курса

Материал, изучаемый в средних и старших класс предполагает, что с 1 по 4 класс учащиеся освоили основные понятия духовной культуры на эмоциональном, эмпирическом и интеллектуальном уровнях. Однако в начальной школе региональный компонент представлен иллюстративной и дидактической стороной учебного плана, тогда как на первом месте находится изучение основ православной культуры и освоение навыков духовного творчества.

Ключевой темой, объединяющей различные разделы программа является проблема духовности человека и общества, духовности мира в целом. Темп и характер преобразований, происходящих в стране, с большой остротой ставят вопрос духовного возрождения общества и духовного развития личности. Духовность выражает глубинную сущностную характеристику сознания, т.к. немыслима без активного освоения и творческого преобразования человеком окружающего мира. Духовность - внутренняя направленность личности, «придающая человеческой жизни и всей культуре высшее измерение, высшее значение и ценность». - внутренняя направленность личности, «придающая человеческой жизни и всей культуре высшее измерение, высшее значение и ценность».

Принципиально набор тем, планируемых к изучению с 5-го по 11-ый класс, остается постоянным, что позволит обеспечить преемственность и развитие в формировании интеллектуального фонда знаний. Из расчета того, что в среднем на учебный год приходится 36 уроков по духовному краеведению при графике проведения занятий 1 раз в неделю тематических разделов должно быть не более семи. Разноплановость тематики позволяет осуществить на практике модульный подход, когда в рамках синтетического курса обобщаются знания из различных научных отраслей. Т.о., региональное духовное наследие образует основу содержательной части курса «Духовное краеведение Тамбовщины», по форме же – это интегральный модульный курс, осуществляющий синтез учебной информации на основе межпредметного подхода.

 

Информационное обеспечение

В основу содержания курса положен отечественный опыт модернизации системы образования, педагогические традиции и инновационные обучающие системы. Предлагаемая концепция использует наработки, имеющиеся в хорошо зарекомендовавших себя и апробированных программах, таких как «Истоковедение», «Основы православной культуры», «Москвоведение», «Духовная культура Подмосковья», «Окружающий мир» и пр. Учитывая региональные краеведческие разработки, авторы предлагаемой программы не могли избежать тематических повторов, без которых нельзя осмыслить региональные традиции духовности. Однако, история, литература, искусство, естествознание, представленные специальной тематикой, рассматриваются в данном учебном курсе исключительно с позиций духовной составляющей и осмысливаются в этнокультурном плане.

Опираясь на имеющийся региональный опыт краеведческих исследований, мы не могли не испытывать некоторых затруднений в связи с неравномерной изученностью интересующих нас тем. Имеющиеся информационные лакуны требуют специальных исследований, мы же ограничились систематизацией уже имеющегося материала.

Отдельные темы, особенно те, которые связаны с историей духовенства и церкви, доработаны нами с учетом имеющихся архивных документов и музейных коллекций. Использованы также информационные базы данных Отдела образования и катехизации Тамбовской епархии, а также Научно-методического центра культурной антропологии (НМЦКА).

 

Кадровое обеспечение

Тамбовское краеведение и, в целом, российский опыт располагают достаточно обширным материалом, на основе которого возможно в течение непродолжительного времени (два-три года) создать учебные комплексы для всех ступеней школы. Например, Отдел образования и катехизации Епархиального Управления располагает специально подобранной библиотекой, некоторой базой данных и опытом работы воскресных школ, а также организации каникулярного времени школьников с целью изучения духовных традиций Тамбовщины. См., например, материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Православная история и традиционная культура Тамбовского края», сборник материалов этнокультурной экспедиции «Село Сезеново и его Подвижники».

Процесс внедрения курса в школьную практику также опирается на некоторый кадровый ресурс. Наличие высшего образования и опыт среднестатистического школьного учителя, при условии добротно составленного учебного комплекса, позволяет ввести данный курс в широкую педагогическую практику без больших временных затрат.

Некоторые методические пояснения. Методика построения занятий предполагает три структурных блока презентируемого материала: образовательный, развивающий, контролирующий.

Первый, образовательный, представляет собой форму урока, в задачу которого входит дать знания, необходимые для выбора пути духовного возрождения. Этот этап совпадает с ключевым понятием проекта «Разумею». При подборе тем мы руководствовались школьной программой, однако не сочли целесообразным распределять темы в соответствии с классом, во-первых, педагоги умеют адаптировать одну и ту же тему для младших, средних и старших классов. Во-вторых, излишняя детализация увеличит объем пособия, не добавляя ничего принципиально нового. Некоторые из тем могут быть рекомендованы для чтения во взрослой, рабочей аудитории, в этом случае они способны иметь не только образовательный, но и культурно просветительный статус. Т.е. школьный педагог может привлечь к данной работе самую широкую аудиторию.

В качестве основного методического средства рекомендуется свободная беседа, когда задаются вопросы, обсуждаются спорные проблемы. Контрольным этапом должны стать формы, предполагающие творчество участников программы: конференции, конкурсы, выставки. В данном случае мы реализуем ключевое понятие «УМЕЮ». В образовательном блоке предполагаются следующие контрольные этапы: 1. Научная конференция по истории «История Христианства в датах и лицах». Формы участия: доклады, фотомонтажи, комментарии видеосъемок. 2. Научная конференция и творческий конкурс по литературе. Формы участия: доклады, изложения, сочинения, рассказы, стихи, статьи и пр. 3. Праздничный вечер, посвященный Праздникам. План праздничных мероприятий предусмотрен программой: в соответствии с классом те праздники, которые отмечаются в форме концерта, выставки, спектакля, выделены жирным шрифтом и курсивом. Христову. Формы участия: выставка рисунков, поделок; выступление чтецов, творческих коллективов; театрализации, пение, и пр. Второй развивающий блок представляет собой внеурочную форму работы, клубную и музейную. В качестве клубных форм мы рекомендуем организовать «Клуб краеведов», заседания которого проводить по пятницам, чтобы привлечь всех желающих школьников и взрослых. Задачи клуба - выявить и объединить творческие удачи и находки, обретенные во время учебных занятий, а также дать возможность педагогам-руководителям выйти на более широкую аудиторию. В рамках клуба возможна лекторская работа, работа художественных коллективов, кружков, студий. Например, с помощью клубных работников возможна подготовка театрализованного представления, тематического концерта, посвященных христианским календарным датам. Мы предполагаем, что отрыв художественной самодеятельности от образовательного цикла лишает работу осмысленности, превращает ее в развлечение, досуг, тогда как мы настаиваем на оценке всех видов работ как насущных и самозначимых. Музейные формы предполагают подготовку тематических выставок в залах, доступных осмотру широкому кругу посетителей, это могут быть коридоры и залы Домов культуры. домов творчества и т.д. Экскурсии в близлежащие церкви, а также к почитаемым местам (святые колодцы, часовни) должны быть подготовлены во время клубных занятий краеведов. Желательно проведение музейных уроков-бесед в церкви, что невозможно без участия священников, о чем необходимо позаботиться руководителю программы. Клуб краеведов знакомит с культурными традициями регионов России, а также области, района, населенных пунктов, улиц, конкретных семей. Рекомендуется использовать метод подготовки сообщений по конкретной теме, а также приглашать на заседания специалистов, краеведов, знатоков, носителей традиционной культуры. Заседания клуба можно использовать для подготовки к выставкам и конкурсам, концертам, праздникам, так как аудитория способна оценить тот или иной рисунок, поделку, сочинение, дать совет как усовершенствовать результат. Часть заседаний приурочены к праздничным датам Православного календаря. В этой случае рекомендуется сочетать форму музейных уроков с чтениями текстов. Музейные уроки предполагают работу на основе музейной педагогики, каждый из музейных уроков представляет собой промежуточный этап обобщения наработанного в урочной и во внеурочной форме материала. Например, концерт-театрализация «Святки в моем селе» (на моей улице, в моей семье) представляет собой сценическое воплощение святочной традиции: ряжение, авсеневые песни, христославы; рассказы, взятые из сборников или записанные от информаторов; сценки гадания, святочных посиделок. Здесь же вполне уместна выставка рисунков, поделок и пр. Заканчивать или предварять музейный урок может народное гулянье, т.е. «колядование» пение поздравительных песен (можно придумать, актуальные современные песни и сбор гостинцев. Урок-экскурсия предполагает выход из стен клуба в музей, театр, церковь. Руководители клубной работы много выиграют, если попросят священника о встрече либо в клубе, либо в церкви. В случае благосклонного отношения священника к вашей инициативе, он может принять участие в беседах и чтениях, что убережет вас от возможных ошибок и некорректных действий в духовном плане. В летние месяцы и каникулярное время клубные и музейные формы работы остаются единственными. В эти периоды целесообразно привлечь детей к экспедиционной работе, когда они могут записать и разучить фольклорные тексты, зафиксировать рассказы о православных традициях, собрать экспонаты к заключительной выставке, разработать на основе местной традиции эскизы поделок, подготовить конкурсные доклады к краеведческой конференции. При хорошей организации вполне возможно выехать на экскурсию в богатое христианскими традициями село, районный центр. областной центр. В качестве возможного варианта такой работы предлагается маршрут по городу Тамбову. Во время экспедиции участники программы собирают материал по теме «Христианские традиции моей малой Родины», возможна детализация: традиции района, улицы, семьи. Участник экспедиции записывает рассказы о том, как верили в Бога в старину, как вера спасала и помогала жить, былички и бывальщины о святых людях, о том, как противостоять искушениям и пр. В центре внимания должен быть традиционный бытовой уклад, жизнь церковной общины. Таким образом, второй блок программы переходит от ключевых понятий «РАЗУМЕЮ», «УМЕЮ» к понятию «ЛЮБЛЮ», так как полученные знания и навыки проецируются на реальные навыки историю жизни родных и близких людей, на историю малой Родины, любовь к которым заложена самой природой.

В развивающем блоке предполагаются следующие контрольные этапы:

1. Праздничные программы, посвященные датам христианского календаря;

2. Краеведческая конференция «Христианские традиции моей малой Родины»;

3. Организация и пополнение музейных уголков, кабинетов и музеев на основе экспонатов, собранных в течение года.

Третий - воспитательный - блок, представляет собой форму самоподготовки и самоконтроля. Этот блок наиболее важен, так как его наличие и доказывает, что духовное Возрождение личности становится явью. У каждого свой путь к Вере, поэтому руководители программы более всего должны опасаться навязать свое понимание и свое мировидение ближнему. Наша программа предполагает, что ее участники принципиально равны между собой, мнение и творчество каждого равноценны.

 

Используемая литература:

1. Гершунский, Б. С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге XXI века. М., 1993.

2. Бехтерева, Н.П. «Через тернии…» / Наука и жизнь, №9. 1990. - С.68-74.

3. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996–544 с.

4. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова.- Ростов н/Д:Феникс, 2002. С.18.

5. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. – М.: 1996.

6. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

7. Ушинский, К.Д. Собр. соч., в 11 т. Т.1. М.-Л., 1948. С.592.

8. Ушинский, К.Д. Собр. соч., В 11 т. Т.6. М.-Л., 1952. С. 300.

9. Покровский, Е.А. Детские игры, преимущественно русские. 2-е изд., испр. и доп. М., 1885; Виноградов, Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926; Волков, Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.

10. Ильин, А.А. Русская литература в контексте отечественных православных традиций. – Ярославль, 2000. – 98 с.; Ильин, И.А. Для русских. Избранное.-Смоленск: Посох, 1995.– С.24.


Портал «Слово»


Также по этой теме:


Список победителей Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя-2008»
Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)

1 ноября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сегодня слово о Христе мы должны нести, в том числе, и опираясь на средства массовой информации». Ответы на вопросы участников V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками V Международного фестиваля православных...

(См. далее...)

31 октября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

Миссия Церкви имеет своей целью только спасение человека. Выступление на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с организаторами и участниками V Международного фестиваля...

(См. далее...)


Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Святые и святыни:
Знаменательные даты:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год