История и современность
Регион: Россия
Размышления профессора, доктора исторических наук Юрия Борисовича Стракача посвящены осмыслению роли Рождественских чтений в возрождении православных образовательных традиций
Православную традицию в обобщенном плане следует рассматривать с двух взаимосвязанных сторон: как мировоззрение и образ жизни человека и общества (в целом или в его определенной части). Православное мировоззрение, безусловно, предполагает веру в Пресвятую Троицу — Творца Вселенной и человека; особую историческую Миссию Бога-Сына; и, также безусловно, созданную и руководимую Христом-Спасителем Православную Церковь. Православный образ жизни предполагает следование принципам Любви, сотворения Добра и преодоления зла практически во всех сферах жизнедеятельности, в особенности в воспитании новых поколений.
Такая традиция была воспринята Отечеством при Крещении Руси и получила дальнейшее преемственное развитие вплоть до государственной катастрофы 1917 года. Однако и в условиях богоборческого террора православная традиция не только определяла судьбу миллионов верующих — новомученников и исповедников XX века, но и нередко оставалась существенным фактором творческих достижений в повседневных подвигах в годы труда и защиты Отечества.
Историческим рубежом стало всемирно отмеченное 1000-летие Крещения Руси (1988 г.), во многом определившее современный процесс Возрождения православной традиции, её общественного признания. Так, с 1993 года ежегодно проводятся в Москве Международные Рождественские образовательные чтения, объединяющие творческую деятельность в возрождении и новом развитии разнообразных православных традиций в различных сферах образования и подготовки кадров. В последние годы Чтениям в Москве предшествуют аналогичные или близкие по тематике конференции, объединяющие гражданские и церковные творческие силы в пределах епархий. Примечательно, что и в Москве и на местах инициатива в организации Чтений во многом принадлежит именно православной педагогической общественности. Можно выделить несколько направлений возрождения традиций путем включения в учебно-воспитательный процесс, во первых, Евангельских текстов; во-вторых Житий Святых; в-третьих, фрагментов отечественного историко-богословского наследия.
Сегодня это масштабное общественное движение представлено в работе более 100 тематических подразделений — секций, «круглых столов», педагогических «мастерских» и пр. Именно в процессе Чтений были сформулированы принципы и получили разнообразное программно-методическое обеспечение «Основы православной культуры» с широким общественным признанием. Все это должно стать достоянием новых поколений — восприемников педагогов подвижников XX в.
Особую память надо сохранить о Святейшем Патриархе Алексии Втором (+05.12.2008), именем которого названы Чтения.
11.2010 — 02.2011
|