Образование и наука|История и современность
Регион: Москва
29 ноября 2007 года в московской школе № 981 состоялся семинар на тему «Изучение истории языка как компонент современного образования». Именно на базе этой школы второй год работает экспериментальная площадка «Изучение элементов истории русского языка и славянской письменности как средство повышения уровня образования в современной школе». Администрация и коллектив учителей–экспериментаторов старается вносить элементы истории языка в преподавание других предметов, в том числе далеких (как может показаться на первый взгляд) от гуманитарного цикла. В центре эксперимента – внимание к церковнославянскому языку, оказавшему огромное влияние на становление русского литературного языка.
Русский язык в большей степени, чем другие учебные предметы, обладает возможностями для реализации межпредметных связей. Горизонт этих возможностей тем более расширяется, когда речь об углублении в историю языка. Используя методический принцип «наложения» (совмещения) программ, можно высвечивать те программные пункты, которые являются общими для разных дисциплин.
На семинар были приглашены учителя, методисты, учёные, специалисты Департамента образования города Москвы.
Работу семинара предварило выступление научного руководителя экспериментальной площадки Дейкиной А.Д., заведующей кафедрой методики преподавания русского языка, декана филологического факультета МПГУ, доктора педагогических наук, профессора. Алевтина Дмитриевна рассказала о том, какое значение придается сейчас изучению русского языка в нашей стране и за рубежом и напомнила о том, что текущий 2007 год объявлен Годом русского языка. Она привела слова выдающегося философа, языковеда ХХ столетия А.Ф. Лосева, о том, что ХХI век можно будет назвать веком смыслов, в чем видится углубленное внимание к проблемам, соприкасающимся с углублением в постижение тайн языка.
Работу школу представила директор школы Солозобова О.А.
О работе школы как экспериментальной площадки рассказала Макарова Е.В., методист, кандидат педагогических наук. Она представила также новый комплект наглядных пособий для изучающих церковнославянский язык. В комплект, помимо кратких методических рекомендаций, пять плакатов: три - с азбуками (кириллицей, глаголицей и греческим алфавитом), один - с иконографическим изображением создателей азбуки, святых Кирилла и Мефодия, и также «плакат»-карта, на которой отмечены географические точки, где проходила миссионерская деятельность святых братьев.
Основным содержательным ядром семинара явились презентации открытых уроков, которые представили учителя школы во главе с директором, учителем химии Солозобовой О.А. Собравшихся заинтересовал опыт углубления в изучение таблицы Д.И. Менделеева с помощью знакомства с этимологией названия химических элементов.
Лауреат президентского Гранта учитель начальной школы Дышкалн Л.А. выступила с рассказом о работе по прописям Е.В. Макаровой. Заинтересованность и увлеченность учеников 4 класса этим видом учебной деятельности ни у кого не оставила сомнений в правильности той работы, которая ведётся школой.
Богословской глубиной повеяло от урока, представленного учителем физики Сушковой Н.Н. Оказалось, что теория света может быть описана более ярко, если в урок ввести изучение истории слова «свет», используя словари различных типов, вплоть до этимологических и богословских. Очень органично в урок были введены цитаты из Библии (главным образом, из Евангелия), где говорится о Свете в самом высоком значении этого слова. Прослушивание древнейшего христианского гимна «Свете Тихий» украсило общую канву урока и настроило учащихся и присутствовавших на уроке педагогов на созерцание и постижение глубин и тайн мироздания.
Искать исторические корни басен И.А. Крылова вместе со своими учениками отправилась Реброва Т.В., учитель русского языка и литературы. Оказалось, что знаменитому русскому поэту-моралисту для вдохновения служили не только творения известных баснописцев Эзопа и Лафонтена. Во времена, когда жил Иван Андреевич, практически во всех русских домах были книги на церковнославянском языке (Евангелие, Псалтирь, молитвословы), в которых содержались притчи. Но жанр их был совсем иным… Подробный анализ их сюжетов и жанров побудил ребят выполнить задание учителя по составлению басен собственного сочинения.
Заключительным аккордом семинара явилась презентация учительницы музыки Смирновой С.В. Духовные стихи – это тот жанр, которому еще не отведено достаточного места в программах. Но, как показал урок, эти особые песнопения, соединяющие народное творчество с евангельской глубиной, способны волновать и заинтересовывать детей. Интересно, что этот очень древний жанр в последнее время приобретает немалую популярность. Учитель познакомил своих учеников с современными исполнителями, которые, подобно былинным «каликам перехожим», распространяют свое творчество по всей России. Как показал урок, духовные стихи нетрудны и для детского исполнения.
Гости семинара поблагодарили за показанные презентации и отметили, что подобные уроки требуют от учителей большой эрудиции и увлеченности своим делом.
В заключении Макарова Е.В. напомнила собравшимся о том, что в рамках ежегодных Международных Рождественских образовательных чтений 31 января 2008 года в школе № 981 в четвертый раз пройдёт семинар, тема которого в этом году будет звучать следующим образом: «Церковнославянский язык в школе: с чего начать».
См. также:
Программа семинара «Изучение истории языка как компонент современного образования»
|