24 апреля 2024
Разделы событий:
События по теме:

26 января 2013

Церемония закрытия XXI Международных Рождественских чтений в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя

26 января 2013 года в Зале Церковных Соборов кафедрального Храма Христа Спасителя состоялась официальная церемония закрытия XXI Международных Рождественских...

(См. далее...)

24 января 2013

Торжественное открытие в Москве XXI Международных Рождественских образовательных чтений

24 января 2013 года в Государственном Кремлёвском дворце в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественное открытие XXI Международных...

(См. далее...)

21 декабря 2012

Круглый стол в Общественной палате РФ «1612-2012: уроки истории. Продолжение следует»

21 декабря 2012 года в Общественной палате РФ прошёл Круглый стол на тему «1612-2012: уроки истории. Продолжение следует», посвящённый подведению итогов Года российской...

(См. далее...)

8 декабря 2012

Выставка «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть» в Музее современной истории России

8 декабря 2012 года преподаватели колледжей Москвы – участники постоянно действующего семинара по проблемам духовно-нравственного воспитания при Учебно-методическом...

(См. далее...)

Другие события:

15 декабря 2015

Заседание МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного «года князя Владимира»

15 декабря 2015 года на площадке Городского методцентра состоялось заседание Межрегионального координационного общественного совета по подготовке...

(См. далее...)

8 декабря 2015

МКОС: подготовка круглого стола в Общественной палате РФ по итогам юбилейного года, посвящённого святому князю Владимиру

8 декабря 2015 года в офисе Женского православно-патриотического общества прошло заседание Рабочей группы Межрегионального координационного...

(См. далее...)

5 октября 2015

МКОС: подготовка к Дню народного единства и круглому столу в Общественной палате РФ

5 октября 2015 года в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества прошла встреча представителей общественных организаций, входящих в...

(См. далее...)

Архив событий:
СОБЫТИЯ:
Образование и наука|История и современность

Регион: Россия


18 декабря 2009

«Алтарь Отечества»: заседание в ИНИОН РАН



Участники заседания

Т.И. Петракова

Е.И. Власова

К.А. Деева, Н.Г. Бачой



18 декабря 2009 года в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН в рамках X Международной конференции «Россия: ключевые проблемы и решения» прошло заседание секции «Перспективы консолидации российской интеллигенции: от отдельных проектов к общественному объединению для решения стратегических задач (межрегиональная программа "Алтарь Отечества")».

Всего было представлено 11 проектов.

 

ПРОЕКТ «ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ЗДРАВНИЦА" НИЖЕГОРОДСКОГО БЛАГОВЕЩЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ».

Власова Елена Ивановна, старший научный сотрудник Института средств и методов обучения РАО, кандидат педагогических наук, Нижний Новгород

Электронный журнал «Здравница» публикуется на сайте Благовещенского мужского монастыря (Нижний Новгород) с мая 2007 года. Межрегиональный православный семейный журнал «Здравница» является совместным медиапроектом Благовещенского мужского монастыря, Центральной городской библиотеки имени В.И. Ленина (Нижний Новгород) и Общественной педагогической организации во имя святой преподобной Евфросинии Московской (Москва). В состав редколлегии входят научные сотрудники РАО, ФИРО (Москва) и НГПУ (Нижний Новгород).

Главный редактор журнала – наместник Благовещенского мужского монастыря игумен Александр (Лукин). Духовник журнала – игумен Андрей (Ярунин), благочинный Благовещенского мужского монастыря, преподаватель Нижегородской Духовной семинарии. Шеф-редактор журнала – Пресс-секретарь Благовещенского мужского монастыря Власова Елена Ивановна, канд. пед. наук.

Цель проекта «Здравница» – возрождение нравственного здоровья семьи через духовное воспитание на основе национальной традиционной (православной) культуры.

Небесным покровителем проекта «Здравница» редакционная коллегия выбрала святителя Луку (Войно–Ясенецкого), архиепископа Крымского и Симферопольского, поскольку его жизнь и труды (особенно труд «Дух, душа и тело») являются духовной основой содержания журнала, рубрики которого условно можно поделить на три раздела (в соответствии с тремя составляющими личности человека: дух, душа и тело).

Периодичность выпуска журнала – один раз в два месяца.

К участию в проекте приглашаются работники образования и культуры, студенты и старшеклассники, родительская общественность, которые могут присылать свои статьи, рассказы, стихи и прочие материалы согласно рубрикам «Здравницы».

В декабре 2007 года в Нижнем Новгороде вышел в свет диск со сборником журнала «Здравница». В него вошли материалы первых четырех номеров издания. Диск подготовлен по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия.

 

ПРОЕКТ «ТЕАТР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ» (Воспитание средствами театральной педагогики).

Кротова Ольга Владимировна, администратор ГУК Московский драматический театр художественной публицистики, Москва

Государственный драматический театр художественной публицистики появился в годы перестройки в 1989 году. Все актеры с высшим профессиональным театральным образованием. Художественный руководитель Елена Леонидовна Живейнова – выпускница режиссерского факультета Театрального института имени Б.В. Щукина, лауреат Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Направление «художественная публицистика» было выбрано театром не случайно. Во время постановки спектакля режиссёру приходится читать много литературы, характеризующей обстановку, в которой происходит действие спектакля. Это письма, рецензии, статьи, воспоминания. Этот материал невозможно целиком включить в спектакль, но его можно включить в действие хотя бы в иносказательной форме.

Всего репертуар театра насчитывает около 20 спектаклей.

Несколько месяцев назад прошёл показ спектакля «Прогулки по старой Москве», в котором рассказывается о меценатах. Герои спектакля – обычные горожане, для которых милосердие, посильная помощь ближнему являются частью мировоззрения и жизни. Ведь даже не имея денег можно помочь нуждающимся.

Есть спектакль по произведениям Г.-Х. Андерсена. Его цель – передать глубокий смысл творчества писателя, мораль, которая скрывается «между строк» его замечательных сказок.

Особое место в репертуаре театра занимает духовная тематика. В 1994 году при поддержке православных священников был создан спектакль «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». Ключевыми моментами в сюжете являются события, ставшие важнейшими праздниками для Русской Православной Церкви – Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение и Рождество Христово. Весь спектакль, сопровождается соответствующими церковными песнопениями.

Признание заслужили спектакли патриотической направленности. Это и спектакль «Сталинградская зима», и спектакль «Говорят погибшие герои», где также использованы архивные материалы, письма, стихи, воспоминания участников Великой Отечественной войны, песни военных лет.

Спектакль, который вписывается в тематику, посвящённую подвигу народного ополчения 1612 года, - «Ну Руси Святой не бывать врагу».

К участию в проекте – организации просмотра спектаклей – приглашаются коллективы образовательных учреждений, учреждений культуры.

 

ПРОЕКТ «РОДИНА МОЯ» (Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодёжи в условиях колледжа).

Бачой Наталья Геннадьевна, Деева Ксения Алексеевна, преподаватели ГОУ СПО Полиграфический колледж № 56, Москва

Проект представляет собой программу внеклассной деятельности с учащимися колледжей во внеурочное время и включает три направления: «Этих дней не смолкнет слава», «Традиции и корни моего народа», «Моя семья в истории Родины».

Его цель – формирование личности, способной действовать.

В рамках проекта есть возможность для организации мероприятий различного плана военно-патриотического и духовно-нравственного содержания.

К участию в проекте приглашаются преподаватели колледжей и других образовательных учреждений.

 

ПРОЕКТ «БОГАТЫРСКИЕ ПОЛЯНЫ» (Патриотическое воспитание учащихся среднего и старшего возраста).

 

Соколов Ричард Валентинович, ст.н.с. сектора культурной политики и прикладной культурологии Российского института культурологии Министерства культуры РФ, член правления Международной Макаренковской ассоциации, кандидат социологических наук, Москва

Проект «Богатырские поляны» предназначается для внеклассной и внешкольной работы с детьми младших, средних и старших классов. Он имеет три уровня.

История создания.

«Богатырские поляны» появились десять лет назад в московском многопрофильном разновозрастном клубе «Ровесник», созданном в 1986 году. У клуба уже был четырнадцатилетний опыт организации досуга силами родительского актива и старших воспитанников.

Первые годы родители «Семейно-педагогического клуба» проводили по выходным дням «Утренники детей и родителей». Это были родители дошколят. Там тогда были, в основном, настольные игры. Позже, когда клубу было выделено дополнительное помещение, появилась возможность проводить и подвижные игры. Среди них постепенно становилось всё больше и больше русских народных игр, которым обучали периодически приезжавшие методисты Отдела игры Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества.

Постепенно появились ребята и среднего школьного возраста. Научившись тем или иным играм, эти ребята стали обучать играть в игры малышей.

Затем игры стали проводить на детских площадках во дворах и на спортивных площадках микрорайона.

Постепенно они стали превращаться в массовые праздники подвижных игр. Появилась традиция проводить такие праздники регулярно – каждые два месяца. На этих праздниках каждый раз появлялось что-то новое.

Стали проводить и массовые новогодние праздники на больших площадках.

Там к проекту присоединялись и новые ребята, и новые родители. Потом стали устраивать праздники Масленицы, праздники в День защиты детей, в День города. Летом стали проводить «Летние забавы» или «Олимпийские игры», а в осенние каникулы - «Осенние забавы».

В рамках этих праздниках всё чаще стали устраивать «семейные старты». В случае хорошей погоды в них принимали участие сотни детей и родителей.

С 1986 года таких праздников было проведено 117.

Наступило время, когда многие бывшие воспитанники клуба сами стали родителями и стали приводить на праздники своих детей.

О предстоящем празднике все знали заранее (традиция!), но точная дата, место и время очередного праздника указывались за день-два в маленьких, отпечатанных на принтере афишках, которые ребята сами развешивали (приклеивая скотчем) к дверям в подъезды домов, к фонарным столбам и гаражам - туда, где больше всего проходит жителей микрорайона.

Незаметно на праздниках рядом с «Игровой поляной» появилась и «Богатырская поляна». Её «подсмотрели» на празднике Масленицы в подмосковном Лесном городке у Клуба друзей игры.

Мы увидели, с каким интересом малыши облачаются в шлемы, сделанные из молочных пакетов с помощью ножниц и степлера, с каким азартом сражаются деревянными мечами...

Наши «богатыри» с самого начала стали получать шлемы и мечи, сделанные (поначалу взрослыми) из пластмассы. Например, из миски и воронки для воды, скреплёнными либо болтом с гайкой, либо клёпками. К шлемам приделывались ремешки и после этого они окрашивались серебристой или золотистой аэрозольной краской. Плащи делались из старых штор. Кольчуги и бармицы для шлемов делали из сетки для свеклы (тоже окрашенной в серебристый цвет). Щиты делали из фанеры или плотного картона. Их красили в красные и оранжевые цвета. Щитки для рук и ног делали из пластиковых бутылок, окрашиваемых изнутри той же серебристой краской.

Первое время на «Богатырской поляне» устраивали только поединки «трёх богатырей» (русского воина с «рыцарем» или русского со «степняком»). Это стало потом первым «уровнем» программы.

Второй уровень начался с появления семи богатырей.

Постепенно на «Богатырской поляне» стали устраивать целые представления (с некоторым сюжетом и элементами драматургии). В таких (зачастую весьма массовых) действах участвовали в роли богатырей нередко и отцы ребят, а иногда и их дедушки.

Началом третьего уровня мы связываем с первыми съёмками своего «богатырского игрового кино». Со временем появился целый сериал «Путешествие в Древнюю Русь». Среди маленьких любительских фильмов - «Песнь о Вещем Олеге», «В память о Ледовом побоище», два фильма - в память об Илье Муромце. Оба были сняты 1-го января, поскольку в этот день празднуется память святого русского богатыря Ильи Муромца.

Есть в нашей «фильмографии» и «Засадный полк Дмитрия Донского», и три фильма об обороне монастырей в 1612 году. Фильмы нами снимались в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом, а также в Ферапонтовом и Кирилло-Белозёрском монастырях.

Проект «Богатырские поляны» стали приглашать в летние детские лагеря при школах. Один час - рассказ о богатырях и крепостях, второй час – наряжаем ребят в доспехи, объясняя назначение брони и оружия, и проводим поединки.

Три «богатырских фильма» сняты нами с «чужими» детьми. Это дети православной школы в Красном селе (Москва) и дети православной классической гимназии (некоторые из них её и кадеты) в Свято-Алексиевской пустыни (Ярославская область).

В последнем сюжете три богатыря с картины Васнецова в фильме «Сон юного богатыря» буквально ожили на глазах у зрителей. Как и на картине у Добрыни Никитича был белый конь, а в руках меч. У Ильи Муромца конь чёрный, а в руках копьё. У Алёши Поповича конь рыжий, а в руках лук со стрелой. Скакали ребята по полю и лесу на настоящих конях.

Появились на съёмках (пока только на переднем плане) и «настоящие» (металлические) кольчуга, шлем, щитки. Это привлекает даже тех парней, что уже отслужили в армии.

Интересно, что среди конных богатырей в фильмах снимаются и девушки. Случайным свидетелям одной из съёмок трудно было поверить, что проскакавший перед ними с мечём в руке богатырь,- мать троих детей. Пришлось вспомнить вместе с ребятами слова из стихотворения «Есть женщины в русских селеньях...»

Традицией проекта стало участие в «боевых событиях» наших фильмов отцов и их сыновей - подростков.

Очевидно, что такие события и впечатления, которые получают дети, укрепляют узы, скрепляющие «отцов и детей».

Проект «Богатырские поляны» - дело не только интересное для детей и подростков, но и полезное.

В проект приглашаются родители, педагоги, благотворители. Тогда оно перестанет быть экзотикой.

 

ПРОЕКТ «1812: ТРАДИЦИИ И СУДЬБЫ» (Воспитание через традиции служения отечеству).

Шуринов Александр Сергеевич, директор Историко-просветительского и учебно-методологического Центра семейно-родовой культуры «Родовая семья» имени Л.М. Савёлова, Москва

Цели проекта:

- привлечение всеобщего внимания к духовной победе Отечества над наполеоновской Европой в 1812 году, формирование чувства гордости за своё Отечество;

- привлечение всеобщего внимания к традициям самоотверженного служения Отечеству в российском обществе в эпоху 1812 года, преемственности поколений в самоотверженном служении Отечеству, воспитываемой и формируемой в семье;

- расширение знаний о традиционной семейно-родовой культуре, развивающей молодое поколение на основе духовного опыта отцов и дедов, их героическом служении; уважение к традициям семьи и семейным духовным ценностям;

- формирование высоких духовно-нравственных качеств молодёжи, повышение патриотических чувств и ответственности за судьбу Отечества путём изучения основ Православной культуры и основ традиционной семейно-родовой культуры, характерных для культуры российского общества в эпоху 1812 года;

- возрождение памяти о подвигах героев Отечественной войны 1812 года и их судьбах в местах их рождения, обучения и кончины;

- увековечение подвига героев 1812 года и других героев прошлого времени, преемственности поколений, их связь с героями нынешнего времени – героями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, прославление их светлой памяти.

Задачи проекта:

- повысить интерес граждан и молодёжи к событиям Отечественной войны 1812 года через изучение конкретных событий и судеб героев, изучение истории родного края, истории своей семьи, своих предков;

- разработать и предложить учителям средней школы методические пособия и программы по воспитанию учащейся молодёжи на основе подвигов и судеб героев Отечественной войны 1812 года и их судеб, по изучению семейно-родовой культуры в порядке дополнительного образования;

- выявить талантливую молодёжь, интересующуюся судьбами героев Отечественной войны 1812 года путём проведения историко-родословных конкурсов: «Духовные традиции служения Отечеству в семье» и «Родословие героев Отечества и их потомков»; способствовать её самореализации через активное участие в конкурсах и иную творческую деятельность;

- способствовать формированию талантливой молодёжи и воспитанию патриотов Отечества путём изучения основ традиционной семейно-родовой культуры в школах и училищах.

К числу крупных мероприятий, которые планируются Историко-просветительским Центром семейно-родовой культуры «Родовая семья» имени Л.М. Савёлова, относится ежегодное проведение заседания секции в рамках Международных Рождественских образовательных чтений.

Очередное заседание состоится 28 января 2010 года в Библиотеке Украинской Литературы. Начало заседания в 16-00. Тема - «Семейно-родовая культура в современном мире. Истоки духовности и нравственности в семье и задачи образования».

Кроме того, Центром проводятся ежемесячные Творческие встречи с потомками участников Отечественной войны 1812 года и творческой интеллигенцией города Москвы.

Историко-просветительский и учебно-методологический Центр семейно-родовой культуры приглашает к участию в проекте педагогические коллективы, семьи и отдельных граждан.

Контакты: телефоны 8(495)485-21-82; 8(916)424-47-46. E-Mail: A.C.Shurinov@mail.ru

 

ПРОЕКТ «РАТНИК» (Рыцарские доспехи и вооружение для самых маленьких мужчин).

Фомичёв Андрей Викторович, генеральный директор ООО «Ратник», Москва

Девиз «Кто не помнит прошлого, тот не имеет будущего».

В московском регионе существует предприятие по производству уникальных детских игрушек. Их уникальность – многогранна, но в первую очередь хотелось бы выделить особенный фундаментальный подход к конструированию и выбору материала. Может быть впервые полностью сломан существующий стереотип о игрушке, как о разовой вещи (купил – сломал – выбросил). Для детей всё надо делать как для взрослых, только лучше. Нашими игрушками смогут играть поочерёдно все братья, потом их дети, а потом дети их детей. И при этом не потеряются ни эксплутационные свойства, ни содержательная актуальность. В качестве материала используются только ценные породы древесины, натуральная кожа и цветные металлы. Все материалы естественные, как и в жизни. Какая же тема этих игрушек? Это – рыцарские доспехи и оружие. Они отличаются от настоящих только размером и тем, что атакующие элементы детского оружия для безопасной игры выполнены не из металла, а из дерева.

Игрушка – это не просто времяпровождение или альтернатива плачу. Как только мы сказали игрушка, - мы тут же сказали воспитание, привитие, формирование. Потому, что ребёнок активнейшим образом впитывает весь окружающий мир, который предоставляют и формируют ему родители. Если он растёт на безвкусных или низкого уровня образцах, - соответствующим образом формируется и его планка ценностей. На вопрос когда их надо начинать прививать существует очень выразительная притча о том, как молодая патрицианка пришла к оракулу и спросила его о том, когда надо начать воспитывать её годовалого сына, на что в ответ услыхала, что она опоздала уже на год и девять месяцев. А как же и кем надо воспитывать мальчика в наше сложное время, когда практически всё продаётся и покупается? Можем ли мы говорить о смене многовековых выработанных ценностях и традициях? Во все времена и эпохи мужчина либо добывал пропитание либо защищал своё сообщество от врагов. Именно эти обязанности и, следовательно, требуемые для этого качества всегда были ценны, востребованы и сознательно культивировались нашими предками при воспитании мальчиков. И более подходящего для этого, как военная ролевая игра, ничего не придумано. Ролевая игра – это ещё и реальная альтернатива компьютерным играм, зависимость от которых уже приобрела масштабы национального бедствия. Участвуя в тематических выставках детских товаров хоть и редко, но приходится слышать упрёки о «пропаганде оружия и насилия». Подобные суждения - в корне неверный взгляд на вещи. Ярким подтверждением этого является эксперимент в послевоенной Германии, когда под воздействием объективного осознания вины перед остальным миром в развязывании войны, немецкие дети были лишены игрушек военной тематики. Через несколько лет получили прямо противоположный результат: мальчики стали более агрессивными, нервными, даже жестокими. А вот компьютерные игры как раз и вырабатывают наслаждение убийствами, навязывают и формируют осознание ничтожности человека и его жизни.

Другим важнейшим преимуществом наших игрушек является их этническая выраженность. Т.е. можно говорить о привитии исторической культуры, традиции. К горькому сожалению, но мы вынуждены признать, что большинство из современного поколения нынешних детей можно назвать русскими лишь по причине вынужденного употребления русского языка (в обиходе). Ведь им не читали русских сказок, им не пели русских песен, повзрослев, они сами ничего не читают, они вскормлены на чужих чуждых нашему историческому сознанию «героях». А кто не помнит прошлого, тот не имеет будущего. Часто ли мы в повседневной жизни вспоминаем слово патриотизм и уж тем более культивируем его? А наши игрушки это делают постоянно скромно и добросовестно. Именно они заставляют вспоминать дорогие нам имена Ильи Муромца, Добрыни, Алёши; стараться быть похожими на них.

Чем же ещё так полезны и ценны воинские игрушки вообще и наши игрушки в частности? Воинство – это категория людей, с присущей ей особого образа мышления и поведения. Это, прежде всего, - жертвенность. Готовность первым на себя принять опасность и ответственность. «Блажен кто душу свою за други своя положит». Не случайно в святцах существенная часть мужских имён принадлежит воинам. К сожалению, сейчас большинство родителей думают по-другому. Их главная задача «откосить» ребёнка от армии и обеспечить ему сытую, комфортную и безпроблемную жизнь. И забывают, что реальная жизнь - не теплица, она полна испытаний, коварства, жестокости и насилия, она не раз его заставит проявить себя. Если ребёнка не учить быть адекватным в этом мире, - то кто из него вырастет и сможет ли он потом жить и найти своё место без родительской «крыши»? Хватит ли у него смелости заступиться за честь жены, или он будет дрожащими пальцами тыкать на кнопки экстренных служб?

В заключение хотелось бы сказать, что мы не призываем всех мальчиков стать военными. Нужно, и это важно, чтобы в любой трудный момент для родины или просто для него самого мальчик был готов и смог выступить вперёд и взять на себя ответственность. С этим не рождаются, такими становятся. И наша задача помочь им в этом.

С проектом и полной коллекцией игрушек можно ознакомиться на сайте www.boy-man.ru.

К участию в проекте приглашаются родители, образовательные учреждения.

С предложениями, рекомендациями и пожеланиями можно обращаться по телефону +7 916.157-81-96 или e-mail: toy@boy-man.ru.Директор ООО «Ратник» Фомичёв Андрей Викторович.

 

ПРОЕКТ «УРОКИ ЖИЗНИ» (Занятия с учащимися в системе дополнительного образования).

Лаврушкина Тамара Фёдоровна, детский психолог, педагог НОУ Школа «Живоносный Источник», Москва

Цель проекта – найти в каждом ребёнке неповторимость. Существенная часть проекта – программа работы с учащимися, направленная на предупреждение социальной патологии и путей их реабилитации. Программа была апробирована в Хотьково.

К участию в проекте приглашаются педагоги и родители.

 

ПРОЕКТ «СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ ТРЕЗВОСТИ».

Гусев Георгий Витальевич, зам. директора НОУ Православная гимназия имени Серафима Саровского, кандидат педагогических наук, Москва

Проект «Семейные клубы трезвости» имеет практический характер и социально-педагогическую направленность.

В основе проекта – традиции российского трезвенного движения конца ХІХ – начала ХХ веков, практика современных семейных клубов трезвости в Европе, и опыт работы Душепопечительского Центра имени преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны «Дом милосердия» при храме святителя Николая Чудотворца в селе Ромашково Московской области.

История создания

С 80-х годов ХІХ века в России большое распространение получили общины трезвости – объединения людей, давших обет (обещание) воздержания от употребления алкоголя. К началу Первой Мировой войны их насчитывалось более двух тысяч. В результате к 1914 году уровень потребления алкоголя в России снизился почти до нуля.

В 1964 году всемирно известный психиатр Владимир Удолин (Югославия) основал в Загребе первый семейный клуб трезвости. Сегодня в Европе насчитывается несколько тысяч клубов, эффективность которых составляет, по данным разных национальных ассоциаций, от 60 до 85%. Исследования показали, что если на административной территории более 1% населения участвует в программе семейных клубов трезвости, то постепенно жители всего региона претерпевают благотворные изменения в поведении и образе жизни.

Семейный клуб трезвости – это сообщество семей, добровольно объединившихся для решения проблем, порождаемых различного рода пристрастиями. Люди, решившие вести трезвый образ жизни и их семьи собираются и обсуждают волнующие их вопросы. Рассказывая о своем опыте, они дают возможность другим находить ответы. Основным фактором в борьбе с зависимостью от психоактивных веществ является восстановление и гармонизация отношений в рамках семьи. Члены клуба призываются к полному воздержанию от алкоголя, но главная задача семейных клубов трезвости заключается не в том, чтобы бросить пить, а в том, чтобы изменить образ жизни.

Ведет занятия специально обученный руководитель, который тоже является членом клуба, но занимает в нем особую роль. В Италии – почти 70% руководителей клубов – добровольцы, прошедшие специальное кратковременное обучение и лишь 30% имеют то или иное отношение к медицине.

5 декабря 1991 года при храме святителя Николая Чудотворца в селе Ромашково Московской епархии был создан первый в России семейный клуб (община) трезвости под руководством настоятеля, председателя совета Душепопечительского Центра «Дом милосердия» протоиерея Алексия Бабурина. Занятия со страждущими проводятся в трех семейных клубах трезвости, по 15-20 человек в каждом. По данным на 2006 год, эффективность общины трезвости в Ромашково составляла 76,3%.

В своей работе «Дом милосердия» придерживается разработанной профессором В. Удолиным социально-экологической концепции, согласно которой пристрастие к психоактивным веществам представляет собой интегральную экосистемную антрополого-спиритуальную биопсихосоциальную проблему. Беседы в клубах строятся на основе принципов духовно-ориентированного диалога Т.Флоренской и логотерапии В. Франкла.

Сотрудники Душепопечительского Центра «Дом милосердия» по специальной программе подготовки руководителей семейных клубов трезвости читают лекции для студентов Православный Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ).

Участники проекта:

Протоиерей Алексей Бабурин (руководитель проекта), настоятель храма святителя Николая Чудотворца в селе Ромашково Московской области; председатель Душепопечительского Центра во имя преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны «Дом милосердия»; врач-психиатр.

Священник Валентин Жохов, клирик храма святителя Николая Чудотворца в селе Ромашково Московской области, врач;

Гусев Георгий Витальевич, заместитель директора по научной работе Православного Центра непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского; кандидат педагогических наук;

Девяткин Дмитрий Петрович, руководитель семейного клуба трезвости.

Иконникова Елена Юрьевна, психолог, катехизатор.

Колпакова Марина Юрьевна, научный сотрудник Психологического института Российской Академии образования; кандидат психологических наук;

Магай Андрей Игоревич, врач-психиатр.

Савина Елена Владимировна, руководитель семейного клуба трезвости, педагог.

Савостьянова Екатерина Борисовна, руководитель семейного клуба трезвости, заместитель директора Душепопечительского Центра во имя преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны «Дом милосердия».

Проект «Семейные клубы трезвости» предполагает организацию и проведение курсов подготовки руководителей семейных клубов трезвости для заинтересованных в данном виде деятельности волонтёров и приглашает для участия всех желающих.

 

 

ПРОЕКТ «НАСЛЕДНИЦЫ СВЯТОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ» (Бабушки и их роль в сохранении традиций и воспитании детей).

Максимова Лариса Александровна, пресс-секретарь Общества св. Ольги

Проект ставит целью популяризацию деятельности святой великой княгини Ольги – «королевы руссов». Одна из задач проекта – привлечение внимания к бабушкам как носительницам семейных традиций. В рамках проекта проводятся Ольгинские чтения, ведётся большая просветительская работа.

В проект приглашаются педагоги, семьи, сотрудники образовательных учреждений и учреждений культуры.

 

ПРОЕКТ «СВЯТЫНИ РУССКОГО СЕВЕРА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ».

Мелехова Галина Николаевна, зав. секцией культурологи кафедры философии, социологии и политологии Московского государственного института радиоэлектроники и автоматики (Технического университета), кандидат исторических наук, доцент, Москва

Проект «Святыни Русского Севера: традиции и современность» имеет просветительско-исследовательский и практический характер и педагогическую направленность. Он основан на использовании воспитательного потенциала историко-культурных, в т.ч. православных традиций и святынь Русского Севера и направлен на студенческую молодежь. Проект предназначен для распространения в молодежной среде информации о современном состоянии православных традиций и святынь Русского Севера в контексте их исторического бытования.

Формирование Русского Севера, или Поморья, началось в первые века II тысячелетия н.э., во времена сложения русской народности и российской территории. За столетия на обширных северных пространствах, освоенных в ходе славянской колонизации, распространилась русская культура в ее материальных и духовных формах, в укладе жизни и обыденных представлениях, что и определило именование региона Русским Севером. Основы конфессионального единства населения заложила начавшаяся с ранних времен монастырская колонизация. Северные монастыри были важными духовными, политическими, административными, военными центрами края. Историко-колонизаторские, духовно-религиозные, миссионерско-просветительские, хозяйственно-экономические аспекты деятельности монастырей и пустыней способствовали христианизации населения. Сегодня многие из них разрушены, но память о них жива. Знакомство с ними и участие в реальной деятельности по их возрождению может стать мощным воспитывающим фактором.

Проект предполагает: лекции-презентации ученых – исследователей Русского Севера; экскурсионно-паломнические поездки студентов на Русский Север, включающие знакомство с историко-культурной средой, святынями, участие в расчистке территории и ремонтных и реставрационных работах по возрождению монастырей, храмов, других святынь; участие студентов в исследовательских экспедициях по Русскому Северу; развитие исследовательской деятельности студентов в ходе осмысления результатов поездок, выступления на конференциях.

 

Участники проекта

Мелехова Галина Николаевна (руководитель проекта), доцент Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (Технического университета) (МИРЭА), сопредседатель Общественного консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы, кандидат исторических наук, Москва;

Цеханская Кира Владимировна, в.н.с. сектора религиоведения Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, член Общественного консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы, доктор исторических наук, Москва;

Кузнецова Анастасия Игоревна, м.н.с. Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, доцент кафедры теологии Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), ст.преп. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук, Москва;

Гаврилова Ольга Владимировна, педагог, секретарь неформального общества во имя св. кн. Ольги, Москва;

Гладышева Стелла Геннадьевна, доцент Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (Технического университета) (МИРЭА), кандидат философских наук, Москва;

Кутукова Елена Сергеевна, ст.преп. Государственного университета управления, кандидат экономических наук, Москва;

студенты и выпускники Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технического университета), Москва: Агеева Екатерина, Бехтин Максим, Демина Татьяна, Зырянов Егор, Костомаров Александр, Олейник Лилия, Рождественская Ольга, Степанова Мария, Филиппов Александр и другие.

 

Контакты

Руководитель проекта Мелехова Галина Николаевна, моб. 8(926)225-89-20; e-mail melehova@list.ru.

 

Мероприятия в декабре 2009 г. и начале 2010 г.

27 декабря 2009 года лекция-презентация в.н.с. сектора религиоведения Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, д.и.н. К.В. Цеханской и м.н.с. Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, к.и.н. А.И. Кузнецовой-Юренко по теме «Русский Север сегодня: православные святыни и традиции».

Январь-февраль 2010 года: фотографии, видеофильм и впечатления студентов МИРЭА о поездках в Водлозерье (Пудожский р-н республики Карелия, лето 2007 г.) и Каргополье (Каргопольский р-н Архангельской области, лето 2008 г.).

 

 

ПРОЕКТ «МОЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РОДИНА» (Сотрудничество детей и взрослых с использованием информационных технологий).

Птицын Владимир Анатольевич, старший преподаватель физико-математического факультета Московского государственного областного университета, Москва

Общие положения.

Цивилизация ныне вступает в информационный век. Информационные потоки и технологии все более непосредственно влияют на жизнь людей. В связи с этим очень важно направить интерес детей и молодежи к компьютерам, в частности, к сети Интернет в конструктивное русло отечественных духовных, и историко-культурных традиций, обеспечить позитивное воспитательное воздействие на детей и молодежь информационных технологий. Настоящий проект призван внести свой вклад в решение этих задач.

Для успешного участия в проекте желательно использовать компьютерные технологии, но этого недостаточно. Поскольку главное для участников проекта – это познание с любовью своей дорогой Родины – России и, если возможно, даже посильная помощь ей.

Особенность этого данного проекта: он включает две составляющие:

1. конкурс детского и молодежного компьютерного творчества по тематике проекта,

2. проекты сотрудничества в реальном мире, имеющие информационную поддержку..

 

Автор проекта и базовый сайт:

Автором и разработчиком конкурса является Птицын Владимир Анатольевич – старший преподаватель физико-математического факультета Московского областного государственного университета.

Базовый сайт конкурса: http://www.myrussia.orthodoxy.ru/.

 

Цели проекта.

1. Внесение в преподавание компьютерных технологий позитивного содержания, основанного на традиционных для России духовных, и историко-культурных ценностях;

2. Привлечение внимания детей и молодежи к родным православным святыням, историко-культурному наследию, памятникам воинской славы;

3. Ориентация детей и молодежи на конкретную деятельность по изучению и сохранению родного историко-культурного наследия;

4. Содействие сотрудничеству участников проекта при проведении конкретных добрых дел.

 

Участники проекта.

1. дети в возрасте от 12 до 17 лет,

2. молодежь студенческого возраста.

3. Взрослые наставники и родители.

Возможно индивидуальное и командное участие. Команда может включать трех или более участников и тренера-педагога.

 

 

1. Номинации конкурса детского и молодёжного компьютерного творчества по тематике проекта.

1.1. «Русь Святая». Могут быть представлены работы на произвольные темы, соответствующие названию конкурса. Возможные компьютерные реализации: 2D графика и обработка фотографий, презентации, flash проекты, видеофильмы.

1.2. «Россия – вперед в прошлое». Могут быть представлены графические реконструкции: как могли бы выглядеть дорогие нашему сердцу уголки Родины, если бы не трагические разрушения прошлых лет.

1.3. «Лукошко добрых дел». Идея номинации: одни участники проекта (которые м.б. не слишком знакомы с компьютерными технологиями или им некогда) сообщают о своих добрых делах в реальном мире, которые требуют интернет или другой компьютерной поддержки или популяризации. При этом заявители обязуются предоставлять материалы по заявленному доброму делу (которые они могут предоставить: или тексты, или фото, или видео и т.д.). Другие участники проекта могут взяться за компьютерное обеспечение наиболее заинтересовавшего их доброго дела. Они же могут попробовать осуществить подобное дело в своей родной местности.

2. Проекты сотрудничества в реальном мире, имеющие информационную продержку.

2.1. «Адреса помощи». Компьютерные обработки исследования необходимой помощи православным святыням, историко-культурным объектам, памятникам воинской славы.

2.2. «Крест». Информационная поддержка детских коллективов, желающих установить памятные кресты на месте разрушенных храмов: предоставление чертежей в древне русской системе мер, технологические советы, размещение на сайте информации о местах желательной установки крестов и об уже установленных крестах.

Степень проработанности проекта

1. Конкурс детского компьютерного творчества «Моя православная Родина» проводился в 2006-2007 учебном году и имеет базовый сайт: http://www.myrussia.orthodoxy.ru/

2. Проект сотрудничества «Адреса помощи» был апробирован на базе Лицея духовной культуры СЕРАФИМА Саровского (г. Москва), имеет базовый сайт http://charity.orthodoxy.ru/index.htm

3. Проект «Крест» реализуется на базе Клуба путешественников «Зюйд-Вест» Центра образования №109 г. Москвы, имеет базовый сайт http://charity.orthodoxy.ru/cross/index.htm

 

Задачи по развитию проекта

- Необходимо обновить базовый сайт проекта в соответствии с технологиями web2.

- Необходимо провести организационные мероприятия для проведения нового этапа проекта.

 

Контакты

Автор проекта Птицын Владимир Анатольевич,

моб. 8-916-587-04-92, e-mail: vl_pt@mail.ru

 

В дискуссии по поднятым вопросам приняли участие все присутствующие.

 

В заключении были подведены итоги заседания. Принято решение о создании общественного объединения «Алтарь Отечества», написании программы, совместных мероприятиях, выпуске ежемесячного бюллетеня.

 

 

Вела заседание координатор межрегиональной программы Т.И. Петракова, доктор педагогических наук, профессор.


Вера и Время





О.В. Кротова

Г.В. Гусев

К.Н. Кожемякина

В.А. Птицын

Т.Ф. Лаврушкина

А.В. Фомичёв

А.С. Шуринов

Л.А. Максимова

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)

1 ноября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

«Сегодня слово о Христе мы должны нести, в том числе, и опираясь на средства массовой информации». Ответы на вопросы участников V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками V Международного фестиваля православных...

(См. далее...)

31 октября 2012

Святейший Патриарх Кирилл:

Миссия Церкви имеет своей целью только спасение человека. Выступление на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с организаторами и участниками V Международного фестиваля...

(См. далее...)


Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Святые и святыни:
Вечная память

24 апреля

Радоница. Поминовение усопших

Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год