Церковь и общество|Образование и наука|Духовно-нравственное воспитание
Регион: Ярославская область
Фоторепортаж о посещении Свято-Алексеевской пустыни группой преподавателей колледжей Москвы и Калуги в рамках программы «Алтарь Отечества» и конференции по проблемам православной русской школы 6 мая 2011 года
| | | | На главной площади
| «Свет Христов просвещает всех»
| Московская делегация
| После службы
| | | | | На регистрации
| Продажа книг и поделок
| Награды
| Выбор литературы
|
6 мая 2011 года в рамках межрегиональной программы «Алтарь Отечества» преподаватели колледжей Москвы и Калуги посетили Свято-Алексеевскую пустынь, в которой уже 4-й год подряд проходит конференция «Православная русская школа: традиции, опыт, возможности, перспективы».
По дороге (в дни конференции автобус отходит от метро «Алексеевская» ежедневно в 7 часов утра) педагоги вслух читали материалы СМИ об этом уникальном образовательном комплексе, удивляясь услышанному и заранее предвкушая встречу с чем-то очень необычным. Но действительность превзошла все ожидания…
Храм
Знакомство с Пустынью началось с Алексеевского храма, её главной святыни. Здесь на Богослужении (в этот день - память святого великомученика и Победоносца Георгия) собрались учащиеся гимназии и кадеты. Юные кадеты в парадной форме, девочки - в белых пелеринах и длинных синих «гимназических» платьях. Хотя головы у всех покрыты, видно, что все они – с длинными волосами, заплетёнными в косички. И держатся соответственно, с достоинством. Здесь уж не перепутаешь девочку с мальчиком!
Почти все дети и многие взрослые причащаются. После Литургии служится панихида по протоиерею Василию Лесняку, имя которого носит гимназия и память которого отмечается в этот день. А детей и взрослых, носящих имя Георгия (Юрия), поздравляют с Днём Ангела.
Конференция
Далее гостей ведут в гимназию, где проходит конференция, чтобы они могли зарегистрироваться, ознакомиться с программой дня, пообедать. По дороге преподаватели осматривались, вслух читали написанные на здании гимназии слова «Свет Христов просвещает всех», ниже, над самым крыльцом – «Вера, знание, служение, честь» и ещё ниже: «Школа – это Храм веры, Храм добра, Храм красоты, гармонии, труда, Храм знаний, Храм науки, Храм дружбы навсегда».
При входе в здание гимназии каждого встречает икона Спасителя, лежащая на аналое, а коридоры снизу доверху оформлены таким образом, что сразу попадаешь в атмосферу доброты, порядка и святости. Здесь расположены портреты царской семьи, российских Патриархов и выдающихся современников, дипломы и грамоты, витрины со святынями и святыньками, с музейными экспонатами, глубокие изречения святых, мудрецов, учёных, народной мудрости «Какова жизнь, такова и смерть», «Три подвига Бог требует от людей: подвига Веры, подвига Любви и подвига Труда», «Управляй своим настроением, ибо оно, если не повинуется, то повелевает», «Оказанное доверие обычно вызывает ответную верность», «Сладостно и почётно умереть за Родину», «Честность – лучшая стратегия в жизни», «Дружба возможна только между добрыми людьми», «История есть Божественная педагогика человечества», «Наказываю тебя не потому, что ненавижу, а потому что люблю», «Верь опытному» и множество других. Как правило, они написаны на двух языках: русском и латинском, английском, греческом, церковно-славянском – в зависимости от того, чьё именно это высказывание.
Перед обедом – молитва. На обед, помимо традиционных «первого-второго-третьего» – куличи. Пасха! И, действительно, приподнятое пасхальное настроение не оставляет здесь ни на минуту! А обслуживающие гостей дети искренно, не на показ приветливы и доброжелательны.
В небольшом коридоре перед актовым залом, где проходит конференция, – выставка-продажа педагогической литературы с очень большим выбором книг, а также детских поделок (на пожертвование). А над всем этим изобилием – приветливые лица продающих книги и поделки взрослых и помогающих им детей.
Тема этого дня конференции (а она традиционно проходит в мае и продолжается в течение 7-10 дней) – военно-патриотическое воспитание. Ведущие – Андрей Юрьевич Борисов, старший оперуполномоченный по особо важным делам Оперативно-поискового бюро МВД России, и Владимир Ильич Лутовинов, профессор кафедры национальной безопасности Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, профессор. Программа очень насыщенна и интересна, выступающие с большой заинтересованностью рассказывают о своём опыте работы по данному направлению деятельности. Но впереди ждёт ещё более интересное - экскурсия по Пустыни.
Экскурсия
Храм
Экскурсия, которую ведёт Ольга Владимировна Горелова, начинается с Алексеевского храма, в котором преподаватели уже были на утренней службе. Храм 19 века, но когда 20 лет назад в эти места приехал иеромонах Пётр (Василенко) (тогда он был священником Алексеем с женой Людмилой), здесь были руины: стены без купола, разрушенная колокольня, крыша с растущими на ней деревьями. История храма и обители такова.
Земля, на которой стоит Алексеевская пустынь (она относилась к Феодоровскому женскому монастырю Ярославской епархии, находившемуся в Переславле-Залесском), куплена на пожертвования московского купца Василия Глинского. В 1891 году на средства купчихи Анны Афанасьевны Ашукиной был заложен храм Алексия человека Божия, достроенный и освящённый в 1903 году. Архитектор храма — К.В.Терской. Храм был одноглавым, с одной апсидой и одним престолом внутри, бесстолпный, с пристроенной колокольней; в архитектурном плане церковь была выстроена в эклектическом стиле. Её интерьер — лепнина и роспись — выполнены в стиле классицизма. Церковь была снабжена иконами очень хорошего письма, утварью, облачениями и богослужебными книгами. Рядом с храмом располагалось монастырское кладбище. Территория пустыни была обсажена по периметру соснами и елями. В советское время пустынь была разграблена и разрушена. Восстановление обители началось в первой половине 1990-х годов под руководством священника о. Алексия Василенко — на частные пожертвования и собственные сбережения. В 1992 году пустынь снова открыта как самостоятельный мужской монастырь.
Гимназия
Школьное здание, куда следуют преподаватели вслед за Ольгой Владимировной, - это второе здание гимназии (в первом гости были на конференции), но и здесь каждого при входе «охватывает» та же «воспитывающая» атмосфера: иконы, портреты и изречения выдающихся людей, витрины с музейными экспонатами. А музеев здесь столько, а коллекции их столь разнообразны, что просто глаза разбегаются и дух захватывает!
Энтомологический музей с коллекцией бабочек и жуков со всего света. Музей древней истории с коллекцией древнегреческих ваз. Музей географических открытий с поясом из последнего племени людоедов. Древние книги и рукописи под стеклом: прижизненный К. Линней, греко-латинский словарь ещё доломоносовских времён. Музей минералов. Музей монет. Музей изящных искусств. Трубка Тургенева, автограф Жуковского - в литературной гостиной, где проходят Пушкинские уроки. Здесь же – обширные собрания с морскими раковинами, старинными фотографиями, экспозиции, посвящённая путешествиям Фёдора Конюхова и космонавтике. Этот огромный музейный комплекс, расположившийся в помещении гимназии, включает 20 тысяч единиц хранения. 20 богатейших музеев, посмотреть на которые приезжают почти по тысяче автобусов с туристами в год!
Музеи пополняются за счёт доброхотов, а также силами учащихся, которые участвуют в летних археологических экспедициях, в раскопках.
При виде этих природных богатств, «втиснутых» в узкие рамки музейных экспозиций, охватывает чувство восторга перед прекрасным Божьим миром. А ещё (немножко) чувство зависти к детям и взрослым, которые могут не только мельком (как при посещении обычного музея) лицезреть эту красоту, но и прикасаться к ней, часами рассматривать, держать в руках, нюхать, пробовать «на вкус» и «на цвет». Конечно, для педагогов важно, что всё это можно использовать и используется в учебных и воспитательных целях: ребята пишут рефераты и исследовательские работы под руководством опытных наставников, которые приезжают сюда работать не только из близлежащих городов, но и из столицы.
Отдельный разговор – о книгах. В библиотеке, которая находится в здании гимназии, светло, тепло и очень уютно. А всего в пяти библиотеках Свято-Алексеевской пустыни собрано около 300 000 томов книг. Телевизоров здесь нет, но есть огромная видеотека, где собрано всё лучшее, с чем должны познакомиться дети.
Особый восторг у взрослых и у детей (они были в составе одной из делегаций, также знакомящейся с экспозициями) вызвал живой уголок с диковинными попугаями, попугайчиками и попугаищами.
А в отдельно стоящем доме – крестьянской избе (это ещё один музей!) – глаза разбежались от красочных русских женских нарядов, платков и мастерски расшитых полотенец.
Хозяйство
Куда прежде всего тянет городского жителя, приехавшего в деревню (а среда обитания жителей Пустыни – самая глубинная сельская, деревенская)? Конечно, в поля, в леса, в луга, к «живой природе», к животным – коровкам, лошадям, овечкам, курам и петухам.
Места здесь действительно прекрасные: река, широкие поля, небольшие возвышенности с виднеющейся вдалеке церковью. Дышится легко и вольно. Это впечатление складывается ещё и от того, что в Пустыне нет заборов. Совсем. Она охраняется молитвой (раз в день вокруг неё и по её территории проходит Крестный ход), да дозором казака с овчаркой, серьёзно и ответственно несущего своё служение.
Хозяйство монастыря насчитывает более 400 гектар земли, около 100 голов крупного рогатого скота и 100 голов овец, коз, оно включает небольшую свиноферму и конюшню.
При осмотре хозяйственных построек с живущими в них животными восторг вызывало буквально всё: и деловито пробежавший мимо кот, вдруг резко сменивший маршрут и устремившийся вслед за педагогами, и важно расхаживающий по вольеру петух, и проскакавшие на конях дети, и резвый козёл, пытающийся просунуть свою голову в небольшую щель в загоне, и коровки, неспешно жующие сено, и кроткие овечки. Что уж говорить о живых медведях, павлинах и страусах!
Переполненные впечатлениями, педагоги идут пить чай. А впереди – встреча с настоятелем обители, иеромонахом Петром.
Встреча с о. Петром (Василенко)
Когда он входит в зал, где проходит конференция, все невольно, не сговариваясь встают: столько уважения, почтения испытывает к этому человеку каждый, здесь сидящий и познакомившийся (пусть бегло) с плодами его трудов и молитв.
Он рассказывает о своём духовнике, петербургском священнике протоиерее Василии Лесняке, имя которого носит Свято-Алексеевская классическая гимназия и память которого отмечается 6 мая. Именно о. Василий благословил создание Свято-Алексеевской пустыни. Собравшиеся смотрят фильм о нём, многие впервые слышат об этом священнике.
Протоиерей Василий Григорьевич Лесняк (1928-1995) - настоятель Спасо-Парголовского храма в Ленинграде (Санкт-Петербурге) с 1990 по 1995 гг. Родился в деревне Клейники Брестской области в крестьянской семье. В 1947 году поступил в Духовную семинарию при Жировицком Успенском монастыре. 17 февраля 1951 году рукоположен во диакона. Служил в Никольском храме семинарии. 22 марта 1951 года рукоположен во священника. Служил в Казанской церкви села Шиловичи Слонимского района Барановичской области. В этом же году поступил в Ленинградскую Духовную академию. В 1952 году командирован для служения в последние дни Страстной седмицы и на Пасхальной неделе в Спасо-Парголовскую церковь. 2 июня 1953 года назначен в Спасо-Парголовскую церковь на летние каникулярные месяцы в помощь местному клиру. С 25 августа 1953 года штатный священник Спасо-Парголовской церкви. В 1957 году назначен штатным священником Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры. 1 июля 1961 года уволен за штат. 26 августа 1961 года назначен штатным священником Никольской церкви на Большеохтинском кладбище. 4 августа 1976 года назначен штатным священником в Спасо-Парголовскую церковь. 2 ноября 1990 года назначен настоятелем Спасо-Парголовской церкви.
О. Василий – один из самых выдающихся настоятелей этого храма, замечательный пастырь, молитвенник и духовник. Его вклад в духовное возрождение епархии огромен. Из окружения Батюшки вышли архиерей, монашествующие, более 50 священников. Одним из первых он вернул слово Божие в общеобразовательные школы. При нём в храме была создана церковно-приходская школа, первая в городе Ленинграде. Отцом Василием окормлялось движение трезвости, его имя известно не только в России, но и за её пределами.
Он был настоящим подвижником веры. Ещё до падения богоборческой власти он создал вокруг себя кружок активной православной молодёжи, из которого и вышел не один десяток пастырей, монашествующие и архиерей. Причём, многие из них повстречались с батюшкой, ещё не будучи воцерковлёнными. В первую половину 90-х годов, когда о. Василий стал настоятелем, храм стал центром возрождения православно-педагогического, литературно-православного, православно-медицинского направлений деятельности в Ленинграде. При этом о. Василий был опытным духовником, отзывчивым и искренним человеком, всего себя, несмотря на недуги, отдававший служению людям и Церкви. К нему приходили и приезжали за утешением, советом, молитвенной поддержкой люди из дальних мест. Он всех принимал, всех покрывал любовью, за всех возносил молитвы ко Господу, никого не обделял своим вниманием.
Людской поток к могиле Пастыря у апсиды Никольского придела никогда не иссякает.
Вспоминая прошедшее, провозглашая своему духовнику «Вечную память», о. Пётр плачет, и весь зал плачет вместе с ним.
Концерт
После небольшого перерыва – последний «пункт» программы этого дня – показательные выступления ребят из военно-патриотических клубов и клубов военно-исторической реконструкции. Выступают разные коллективы. Особенно сильное впечатление на зрителей производит казачья пляска с настоящими шашками в исполнении казаков станицы «Новоалексеевская» и кадетов Свято-Алексеевской пустыни. А в заключении этого дня, перед проводами гостей, хозяева и гости конференции совершают молитву.
Вместо послесловия
Чтобы рассказ о Пустыни стал более полным (хотя это кажется почти невозможным, столько здесь интересного и поучительного), хочется привести самые общие сведения об этом уникальном культурно-образовательном и хозяйственном комплексе.
В настоящее время в Свято-Алексиевской Пустыни обретается около 200 насельников. Существует обитель за счёт собственного хозяйства, доходов от возделывания принадлежащей монастырю земли и на частные пожертвования.
Здесь работает приют для 170 детей (в основном сирот). В 1996 году открыта православная классическая гимназия имени протоиерея Василия Лесника (директор — Ирина Фёдоровна Войдилова).
С 2001 года при монастыре действует кадетский корпус для воспитания будущих солдат. С пятого класса дети получают строевую, огневую, физическую, тактическую, инженерную подготовку, изучают военную топографию и химическую защиту. Подготовку кадет ведёт Ярославский зенитный ракетный институт ПВО, учебный центр выживания и спасения летного состава ВВС в городе Джубга.
Таким образом, в своём составе Свято-Алексиевская Пустынь имеет:
- Православный детский центр-пансион долгосрочной (длительной) социальной реабилитации имени Святых Царственных Мучеников;
- Православную классическую гимназию-интернат (пансион) Свято-Алексиевской Пустыни памяти протоиерея Василия Лесняка;
- Сухопутный святого благоверного великого князя Александра Невского Кадетский корпус;
- Культурно-музейный комплекс;
- Клуб путешественников Фёдора Конюхова;
- фермерское хозяйство.
В целях безопасности детей приюта, гимназии и кадетского корпуса доступ посетителей на обширную территорию, принадлежащую монастырю, ограничен.
За эти годы у настоятеля Пустыни о. Петра сформировалась ясная цель служения: «Теперь для меня более ясна задача священника - это не только, а может и не столько восстанавливать храм, но и помогать восстанавливаться душе ближнего, душам. Таких детей, какие у нас. Храмы души важнее, чем храм каменный».
...Мы побывали в Свято-Алексеевской пустыни, словно побывали в другом, нездешнем мире. Мире, где нет суеты, где люди доброжелательны, открыты и всегда готовы помочь друг другу. Где не слышно бранных слов и никто ни при каких обстоятельствах не ругается матом. Где день начинается и заканчивается молитвой. Где царит Божественная Красота: природы, культуры и человека, «вписанного» в эту удивительную, райскую атмосферу.
И ещё мы поняли, что Пустынь – это образ жизни, особая среда, особый уклад бытия. Целый мир, созданный о. Петром, м. Алексией, их соратниками и сподвижниками, сплочённый общей верой, единой надеждой и крепкой любовью. Дай Бог и нам создавать вокруг себя подобные оазисы любви, веры и надежды.
***
Рассказ обитателей Пустыни
«...Свято-Алексиевская Пустынь стала возрождаться в 1991 году на месте небольшого, в советское время полностью разрушенного, одноименного женского монастыря. Обитель не является собственно монастырем, но имеет с ним много общего как в устройстве, структуре, так и в укладе. Наша Пустынь - это обитель, где проживают и монашествующие, и миряне, стремящиеся организовать и построить свою жизнь на основе православной церковности и традиционного русского народного уклада. Наш быт во многом приближен к монастырскому и мы на этом основании, будучи обителью-братством, говорим, что наша Пустынь - это «монастырь и для мирян». Сейчас в Пустыни более 220 насельников самого разного возраста, судьбы, социального статуса. Из них свыше 130 проживающих - дети, коих большая часть либо сироты, либо оставшиеся без попечения родителей.
Наша обитель потому и именуется Пустынью, что находится вне населенных пунктов и от ближайших весей отстоит на несколько километров. Это дает возможность строго дозировать те или иные элементы околошкольной среды, в соответствии с нашим представлением о дозволенном и недозволенном для детей. Дети не могут произвольно общаться с «улицей», с «подворотней», т.к. эти категории быта отсутствуют физически. Они не могут произвольно смотреть телевизор или слушать радиоприёмник. Они ежедневно присутствуют если не на богослужениях, то на общих молитвенных правилах. Постоянная близость к священникам (а некоторые из батюшек являются и преподавателями Гимназии) позволяет безотлагательно разрешать возникающие у детей духовные и нравственные проблемы. Наконец, общая трапеза с духовным чтением, общие послушания, общее паломничество - это целая академия для формирования детской души.
Наша Гимназия существует пять лет, и можно говорить уже о первых итогах, о конкретных результатах. В частности, все гимназисты первого выпуска поступили в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
Уклад Обители, а, следовательно, и уклад Гимназии, имеет много черт, сближающих ее с монастырем. Подобно монастырю организован день насельников. Утром в 6-30 по звону колокола общий подъём для взрослых и детей (кроме чреды церковнослужителей и клирошан, которые вместе с батюшкой с 4-х утра служат Утреню, а затем Литургию). С 7 до 8-30 для взрослых и до 7-30 для детей - общее молитвенное правило. Затем у детей первый завтрак и занятия в школе. Начиная с этого момента и до окончания дня, дети все время заняты: либо это занятия в классе, либо послушания по хозяйству, либо какие-либо игры под присмотром взрослых. Учебный и рабочий день детей «устроен» таким образом, что длится с 8 часов утра до 10 часов вечера. Одним из основных элементов уклада, к которому мы стремимся, является максимальная подконтрольность детского времяпрепровождения.
Трапеза у детей, как и у взрослых, общая, с положенными чтениями из Святых Отцов или Житий Святых. Вечером также общее вечернее молитвенное правило. Дважды в неделю, не считая праздников, дети бывают на службе в Храме. Специально для них служится Всенощное Бдение по несколько «облегченному» уставу (эти Всенощные бывают продолжительностью около 2,5 часов), т.к. полную «взрослую» службу детям отстоять трудно. На этих службах дети - и чтецы, и певцы, и свещеносцы, и пономари. Старших детей в свободное время привлекаем к чтению Псалтири. Само собой разумеется, что окружающая детей всеобщая «настроенность» на добродетель, на обретение личного спасения всех окружающих ребенка людей - членов братства, является лучшим «фоном» для организации воспитательного процесса в Пустыни.
Преподавательский коллектив Гимназии - дипломированные учителя, а также педагоги, имеющие учёную степень. Помимо общеобразовательных дисциплин, гимназисты обучаются четырём языкам, два из которых - древние (греческий и латынь). Мы стремимся по возможности каждый предмет преподавания сделать апологетическим по своему «звучанию». Это сравнительно несложно, например, на уроках истории и литературы: показывать детям, как Промысел Божий действует в судьбах людей, как вознаграждаются Богом праведники и караются грешники».
Володя Принев:
- Воспитание такое даётся хорошее, крепкая закалка к различному труду, работам. Ко всему привыкаешь.
Егор Кузнецов, кадет:
- Здесь духовный дом, там такой…
- Ну а какой тебе роднее?
- Конечно, духовный.
- Почему?
- Поближе к Богу хочется.
Из публикаций в СМИ
«С виду это обычная школа, только вот в начале и в конце урока молитвенное пение. На белой тетрадной бумаге - чёрные от земли руки. На классные занятия школьники идут после работы в поле; иногда не успевают не то, что переодеться, - даже вымыть руки. Дети в обители живут по расписанию, довольно суровому: на сон времени немного, на учёбу достаточно. Но закалка духа без закалки тела и воли невозможна. Зато абсолютно все выпускники поступают в вузы; осечек пока не было. Тем, кто приехал недавно, тяжело - нужно привыкать, а кто обжился - уже и не представляет себе другой жизни».
«'Островом возрождения духовности' называют Свято-Алексеевскую пустынь в Ярославской области. Её поселенцы не знают, что такое телевизор и развлечения, зато много работают, бесплатно».
«'Частная территория, въезд только по разрешениям' - эта странная табличка у границы села Новоалексеевка всегда удивляет въезжающих сюда впервые. Впрочем, случайные люди здесь бывают нечасто. И хотя шлагбаум у въезда почти всегда открыт, границу всё равно мало кто нарушает. Ведь это граница не просто села - отдельного мира, обитатели которого за пределы своей территории стараются не выходить».
«Только на первый взгляд это совершенно обычное село: лают собаки, дети играют в футбол, а рядом неожиданно - Крестный ход».
«В обители немного развлечений: здесь нет телевизоров и интернета, уж конечно никто не живет в роскоши, и даже родителям, навещающим своих детей, запрещают привозить дорогие игрушки. Но скучать всё равно некогда».
«Жизнь взрослых в Свято-Алексеевской пустыни тоже не такая, как за пределами обители: они живут по распорядку, много работают, но не получают зарплату. И это только первое, что бросается в глаза человеку со стороны».
Эдуард Тополь, писатель:
«С отца Петра, я считаю, просто можно писать повесть о настоящем священнике. Потому что это место является таким островком духовного, нравственного и физического возрождения нации».
«Местная гордость - коллекция музеев. 20 залов на любой вкус, экспозиции каждого из них позавидуют многие музеи крупных городов: классические древности - экспонаты, начиная с VI века до нашей эры, - коллекция тропических кузнечиков, ещё даже не описанных в науке. Отец Пётр говорит: «Это нужно в первую очередь детям - для развития и воспитания», - но видно, батюшка и сам радуется, когда смотрит на экспонаты.
- Одна из очень крупных коллекций птицеядов. Наиболее крупная, известная мне коллекция состоит то ли из 9-ти, то или из 11-ти видов. У нас их около 30-ти! Не исключено, что, может быть, и крупнейшая в России.
И только на один вопрос - откуда всё это в православной обители - отец Пётр отвечает уклончиво:
- Да кто как – ползли, летели...».
Также по этой теме:
На конференции | | | | | «Заступница усердная...»
| Делегация колледжей
| А.Ю. Борисов
| В.И. Лутовинов
| | | | | Президиум
| Иеромонах Пётр (Василенко)
| Вспоминая о. Василия Лесняка...
| Молитва
| Музейные экспозиции | | | | | Музей географических открытий
| Уникальные экспонаты
| В таксидермическом музее
| Эпоха географических открытий
| | | | | Музей бабочек
| Красота Божьего мира
| Жуки
| Восхищённые и поражённые...
| | | | | В музее Ф. Конюхова
| Коллекция древностей
| Археологические находки
| Рассматривая динозавра
| | | | | Коллекция раковин
| Минералогическая коллекция
| Каменные узоры
| В коридорах гимназии
| | | | | Музей нумизматики
| Пушкинская гостиная
| Родословное древо поэта
| Прикоснуться к эпохе...
| | | | | В русской избе
| Так одевались русские женщины
| Семейная фотография
| Красота быта
| | | | | Будущие гимназисты
| Попугаище
| Красавцы
| Воспитывающая атмосфера
| Изречения | | | | | | | | | | | | | | | | | В Свято-Алексиевской Пустыни | | | | | Сердце обители
| «Пасха, Господня Пасха!»
| Св. Алексий, человек Божий
| Рассказ о храме
| | | | | Казачий дозор
| Маша и кот
| Никита идёт в баню
| Юный кадет
| | | | | Мишки
| Павлин
| Овечки
| «Высоко сижу, далеко гляжу...»
| | | | | «Бутырская слобода»
| Взрослые и дети
| Улыбки
| Фотография на память
| На концерте | | | | | Выступает военно-исторический клуб
| Юный барабанщик
| Казачья пляска
| «Мы, Россия, солдаты твои...»
|
|