Образование и наука|Духовно-нравственное воспитание|История и современность
Регион: Вологодская область
Фоторепортаж о выездном семинаре в Вологде 11-12 ноября 2011 года группы преподавателей и студентов московских колледжей в рамках программы «Алтарь Отечества»
| | | | За чаепитием в «Северной Фиваиде»
| В Вологодском педколледже
| С Н.М. Тихомировой
| Кирилло-Белозерский монастырь
|
11-12 ноября 2011 года, в рамках Межрегиональной программы «Алтарь Отечества» и постоянно действующего семинара по проблемам духовно-нравственного воспитания при Учебно-методическом центре по профессиональному образованию Департамента образования Москвы, состоялась поездка в Вологду для преподавателей и студентов столичных колледжей.
Цель поездки – ознакомиться с опытом работы образовательных учреждений региона в области патриотического и духовно-нравственного воспитания, внедрения программы «Истоки», автором которой является известный учёный, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой Вологодского государственного педагогического университета Александр Васильевич Камкин, посетить вологодские святыни.
В начале дня пятницы, 11 ноября, по приезде в Вологду, преподаватели и студенты знакомятся с Вологодским Кремлём - историко-архитектурным ансамблем в центральной части города, построенным как крепость в 1567 году по приказу царя Ивана Грозного и игравшем в XVI—XVII веках роль оборонительного укрепления. На территории Кремля сохранились памятники: Софийский собор с колокольней, Вознесенский собор, комплекс Архиерейского двора, церковь Покрова XVIII века.
На территории ансамбля, расположенного на Кремлёвской площади, лишь одна действующая церковь – храм Александра Невского.
Согласно историческим справкам, каменное здание построено около 1714 года на месте старинного деревянного храма, известного в 50-х годах XVI века. До 1869 года он именовался церковью Николая Чудотворца, «что на Извести» (см. далее…).
В предрассветных сумерках, при тусклом свете фонарей всех поразил не только величественный вид «детинца» на фоне грозного осеннего неба, но и необычный памятник поэту Константину Николаевичу Батюшкову (1787-1855), родившемуся в Вологде и здесь же проведшему последние годы своей жизни (скульптор В. Клыков, архитектор В. Снегирев, 1987).
«Лирическое» начало первого дня продолжилось дружеским чаепитием в Духовно-просветительском центре «Северная Фиваида».
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Вологодской области Духовно-просветительский центр «Северная Фиваида»
был создан в год празднования 2000-летия Христианства. Центр является областным учреждением дополнительного образования детей.
Цель работы Центра – организация духовно-просветительской деятельности путем реализации программ, связанных с приобщением участников образовательного и воспитательного процессов в системе образования Вологодской области к социокультурному опыту, святоотеческому наследию и современной духовной жизни российского народа, ведение научно-методической работы, психолого-педагогических и социологических исследований, направленных на изучение процессов духовного становления личности, обеспечение религиозной безопасности детей и молодежи.
Содержательной основой деятельности Центра является региональная программа «Истоки», которая известна не только на Вологодчине, но и за ее пределами. Благодаря данной программе дети постигают духовно-нравственные идеалы, совместно с родителями и педагогами формируют ценности своего внутреннего мира.
Директор Центра, Надежда Михайловна Тихомирова, награждённая орденом Святой равноапостольной княгини Ольги III степени за труды во благо Русской Православной Церкви, рассказывает о Центре и истории его создания, о проблемах, которые стоят перед педагогами этого образовательного учреждения, и о том, как коллектив их решает. Кратко характеризует Надежда Михайловна те образовательные программы, которые реализуются в «Фиваиде».
За годы работы в «Фиваиде» я убедилась и продолжаю ежедневно в этом убеждаться: бездуховных, чуждых духовности людей нет, наверное, вообще. Духовность ведь, среди прочего, – это и осознание человеком смысла собственной жизни, ее цели (см. далее).
Москвичи слушают Надежду Михайловну с большим вниманием и пониманием, задают вопросы, рассказывают о своих проблемах.
А затем, ещё более усугубляя лирический настрой начала дня, звучат общие песни и бардовские композиции в замечательном исполнении педагогов Центра Марины Авенировны Сергеевой и Натальи Андреевны Костроминой.
«Замечательное образовательное учреждение! Замечательные люди, настоящие подвижники, работают здесь!», - с этим настроением после посещения Духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» группа москвичей прибывает на круглый стол в Вологодский педагогический колледж.
Ирина Владимировна Гороховская, зам. директора по учебно-воспитательной работе, и её коллеги: Светлана Александровна Панохова, Татьяна Эрнестовна Кириллова, - знакомят присутствующих с сегодняшним днём этого старейшего учебного заведения (год его учреждения – 1857), миссия которого, как записано в его Уставе, - «служение сохранению и развитию отечественного образования, культуры и науки, обеспечение качественного уровня освоения профессионального, гуманитарного и социально-экономического знания, создание условий для становления образованной культурной и деятельной личности» и отдельными страницами его истории.
Весной 1921 года подотдел педагогического образования Вологодского ГубОНО поставил вопрос об организации в Вологде педагогического техникума. Решено было организовать его на базе одной из школ. Выбор остановился на женской школе №2, помещавшейся в здании, занимаемом сейчас педколледжем (см. далее…).
Преподаватели колледжа и его выпускница, Маргарита Леонидовна Калинина, рассказывают о том, как ведётся подготовка студентов - будущих педагогов начальных классов – к преподаванию курса «Истоки», показывают кинофильм, а затем проводят мастер-класс, вызывающий оживление и неподдельный интерес у всех преподавателей и студентов.
Кульминация круглого стола – встреча с Александром Владимировичем Камкиным, лауреатом премии «За нравственный подвиг учителя», награждённый медалью и орденом преподобного Сергия Радонежского II степени, доктором исторических наук, профессором, зав. кафедрой теорией и историей культуры Вологодского государственного педагогического университета, зав. кафедрой культурологии и истоковедения Вологодского института развития образования, автором программы «Истоки».
Александр Васильевич рассказывает о себе, о Вологде, русском Севре и его святынях, о том, как создавалась Программа, точнее сказать, серия учебных пособий для школы, объединённых общим названием – «Истоки».
В этом курсе заложены следующие целевые ориентиры:
- направленность на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания им себя как деятельностного субъекта сохранения и приумножения духовно-нравственного и социокультурного опыта Отечества;
- воспитание патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье и соотечественникам;
- содействие ориентации детей и подростков в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, помощь в формировании их гражданской и культурной идентичности российскому обществу;
- подготовка учащихся к профессиональной деятельности через цикл учебных пособий, расширяющих культурологическую компетентность учащихся, понимание ими духовно-нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности.
В настоящее время «Истоки» успешно преподаются в школах Вологодской, Ярославской, Владимирской, Московской, Архангельской, Ивановской и ряда других областей России. Востребованность курса «Истоки» объясняется не только исключительной важностью реализуемых в нем задач, но и междисциплинарным характером этого предмета, его способностью органично встраиваться в логику и содержание большинства школьных дисциплин.
Основной отличительной чертой курса «Истоки» является то, что проблема духовно-нравственного просвещения и религиозной образованности учащихся решается в рамках светского предмета. На первый план выносятся ценности традиционного отечественного образа жизни, вера рассматривается в качестве одной из важнейших этнокультурных ценностей, приобщение к которым способствует воспитанию духовно богатой личности и сохранению преемственности поколений.
«Истоки» обладают значительным потенциалом для воспитания поликультурного мышления, религиозной терпимости, ценностного восприятия любой культуры и религии.
Освоение новой образовательной программы «Истоки» вызвало закономерную перестройку деятельности образовательных учреждений – появились новые цели, направления, новые формы и методы работы.
Вдохновлённая встречей с известным педагогом и учёным, преподавателями педагогического колледжа, полная новых впечатлений и идей, группа следует в единственный в России Музей кружева, который находится недалеко от колледжа, в исторической части города.
Этот музей создан по инициативе губернатора В. Позгалёва и поддержан государственными структурами и лично Президентом России Д.А. Медведевым. Открыт он год назад, 3 ноября 2010 года. Основная экспозиция музея посвящена основанию и развитию традиционного художественного промысла Вологодчины и мировым тенденциям развития кружевоплетения с конца XIX — начала XXI веков и охватывает следующие темы: «Кружево в культовых предметах XVII—XIX веков», «Кружево в крестьянском костюме и этнографическом текстиле», «Кружевные изделия 1920 — 1940-х годов», «Кружевные центры Европы и России», «Авторские произведения художников объединения "Снежинка"».
Работы по формированию коллекции велись на протяжении нескольких лет. За основу были взяты уникальные экспонаты кружевоплетения из запасников Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Дополнительно, по специальным эскизам, изготовлены костюмы конца XIX — начала XX веков, приобретены авторские кружевные изделия ведущих кружевниц Вологды и образцы кружева зарубежных кружевных центров Франции, Бельгии, Германии, Австрии и Польши. Некоторые экспонаты переданы в дар музею организациями и частными лицами.
Все члены делегации внимательно слушают рассказ экскурсовода, любуются представленными в витринах прекрасными изделиями вологодских мастериц, восхищаются их воистину светлым искусством, кто-то покупает кружевные изделия.
Следующий маршрут этого дня - музей «Литература. Век XX». Здесь размещается экспозиция, посвящённая выдающемуся русскому поэту Николаю Рубцову.
На выставке представлен жизненный путь поэта, его творчество. Документальный материал расположен хронологически по девяти разделам, составляющим т.н. «экспозиционный пояс»: стихи поэта сопровождаются пейзажными планами Вологодчины. Это придаёт особый лиризм экспозиции, помогает воссоздать уникальный дух поэзии Н. Рубцова. Здесь, на выставке, представлены уникальные экспонаты – автографы, фотографии, личные вещи поэта.
Суббота 12 ноября начинается с участия в Божественной Литургии в Спасо-Прилуцком монастыре, в паломнической гостинице которого размещалась на ночлег группа. Почти половина преподавателей исповедуется и причащается.
А после службы – экскурсия, которую трудно будет забыть. О. Александр так рассказывает о монастыре, его истории и сегодняшнем дне, его святынях и святых, о правилах веры, о русской культуре и творчестве поэта К.Н. Батюшкова, могила которого находится на территории обители, что участники поездки просто забывают о холодной погоде, о времени, вспоминая об этом только тогда, когда к воротам монастыря за приезжает автобус.
Две последующие замечательные экскурсии-паломничества – это встречи с уникальными русскими святынями – Феропонтовым и Кирилло-Белозерским монастырями.
Ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, подлинности, согласованности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Идея ансамбля — раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения.
Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV — XVI веков.
Площадь стенописи собора 600 кв.м. Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия — в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.
Ферапонтов монастырь с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV—XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря — яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.
Здания монастыря, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров. Ансамбль монастыря — единственный полностью сохранившийся в России от начала XVI века пример взаимодействия архитектуры и стенописи, созданной самым выдающимся мастером эпохи.
Историческая значимость Ферапонтова монастыря, основанного в период расширения политического влияния Московского великого княжества, определяются его участием в узловых моментах эпохи становления Русского централизованного государства и тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV—XVII веках.
Основанный в 1397 году святым Ферапонтом, другом и сподвижником святого Кирилла Белозерского, Ферапонтов монастырь был около 400 лет одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае. Благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преп. Мартиниана Белозерского, бывшего в 1447 − 1455 гг. игуменом Троице-Сергиева монастыря, Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность. Наряду с Кирилло-Белозерским монастырём он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие), из его стен на рубеже XV—XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.
В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Пострижеником монастыря был преподобный Кассиан Грек, прибывший в Россию в составе свиты Софии Палеолог.
Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные н жалованные грамоты светских н духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.
С обретением мощей преп. Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.
Ферапонтов монастырь был богатейшим вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сёл, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.
В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV—XVII вв.
В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казённая палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню. В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода. В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.
В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924 году.
С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы [По материалам Википедии].
После посещения Ферапонтово, созерцания тихой красоты обители, ненавязчиво, органично вписанной в скромную красоту северной русской природы, на душе осталось светлое, щемящее чувство грусти и радости: от невозможности жить там и так, как хотелось бы, и от того, каким может быть человек, приобщённый Божественной благодати, и какими могут (и должны) быть плоды его трудов.
Кирилло-Белозерский монастырь – совсем другой. Он производит ощущение силы, мощи, монументальности. Это действительно «северная Лавра», о чём свидетельствует её история.
Кирилло-Белозерский монастырь основан в конце XIV века, когда преподобный Кирилл Белозерский, инок Московского Симонова монастыря и ученик преподобного Сергия Радонежского, вместе со своим сподвижником преподобным Ферапонтом Можайским, обосновались в этом месте (см. далее…).
В конце экскурсии москвичи любуются дивным закатом над водами Сиверского озера, опускают в него ладони. А перед посадкой в автобус заходят в единственный действующий храм на территории обители, попав на Всенощную. Вот милость Божия!
***
Уезжаем, проникнутые чувством благодарности вологжанам, тепло принимавшим нас:
- Александру Васильевичу Камкину, доктору исторических наук, профессору, зав. кафедрами Вологодского государственного педагогического университета и Вологодского института развития образования;
- Лидии Евгеньевне Прокофьевой, вологжанке, методисту Учебно-методического центра по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы;
- игумену Дионисию (Воздвиженскому), наместнику Спасо-Прилуцкого монастыря;
- Надежде Михайловне Тихомировой, директору Духовно-просветительского центра «Северная Фиваида», и педагогам Марине Авенировне Сергеевой и Наталье Андреевне Костроминой;
- Оксане Александровне Сумароковой, директору Вологодского педагогического колледжа, и её заместителям – Светлане Александровне Панаховой и Ирине Владимировне Гороховской;
- о. Александру, насельнику Спасо-Прилуцкого монастыря.
Вологда, Вологда – это бескрайний простор,
Вологда, Вологда – кружева дивный узор,
Главы церквей в небе синем
Спят, отражаясь в реке,
Этот кусочек России
Я вспоминал вдалеке.
***
В семинаре приняли участие педагоги и студенты московских колледжей №№5, 8, 11, 12, 14, 24, 27, 30, 31, 33, 38, 58, 64, МГТТиП и ГОУ СОШ №157.
Руководитель постоянно действующего семинара по проблемам духовно-нравственного воспитания при Учебно-методическом центре по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы – Татьяна Ивановна Петракова, доктор педагогических наук, профессор, координатор общественного объединения «Алтарь Отечества» (по Москве).
Вологда: утром, днём и вечером | | | | | Вологодский кремль утром
| ...и днём
| Река Золотуха
| Город просыпается...
| | | | | На экскурсии
| Л.Н. Алпатова со студентами
| Звонок домой
| У памятника К.Батюшкову
| «Северная Фиваида» | | | | | Н.М. Тихомирова
| Тёплый приём
| «Вологда, Вологда...»
| Студенты московских колледжей
| | | | | Слово Л.Е.Прокофьевой
| М.А.Сергеева и Н.А.Костромина
| Благодарность от москвичей
| Фотография на память
| | | | | В холле Центра
| Наши воспитатели: прп.Нил Сорский
| Витрина подарков и сувениров
| В музее Центра
| Вологодский педагогический колледж | | | | | В кругу единомышленников
| Выступает А.В.Камкин
| Ответы на вопросы
| Есть над чем подумать!
| | | | | Программа «Истоки»
| Разговор в кулуарах
| Мастер-класс
| Детские поделки
| Музей кружев | | | | | | | | | | | | | | | | | Литературный музей | | | | | | | | | | | | | | | | | Спасо-Прилуцкий монастырь | | | | | На рассвете
| Вход в Собор
| Знакомство
| Москвичи
| | | | | Спасский собор
| Колокольня
| Успенская церковь
| Русский дух
| | | | | Экскурсию ведёт о.Александр
| В храме
| Некрополь обители
| Вечная память!
| | | | | Могила К.Батюшкова
| Есть вопросы...
| Напутственное слово
| Фото на память
| Ферапонтов монастырь | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Кирилло-Белозерский монастырь | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|