История и современность
Регион: Владимирская область
Обитель расположена на границе Московской и Владимирской областей, в 90 километрах от Москвы, 20 от Троице -Сергиевой Лавры и в 3,5 от станции Арсаки Ярославской железной дороги
Несмотря на некоторую таинственность и загадочность, возникающую при упоминании Зосимовой пустыни, её особое – обособленное в прямом и переносном смысле – положение, на самом деле написано и опубликовано о ней весьма и весьма немало. Только необходимо сразу предупредить распространенное заблуждение – персонаж Федора Михайловича никоим образом к Зосимовой пустыни отношения не имеет. События происходившие в романе, случились за несколько десятилетий до апогея ее славы, а сам старец жил в XVII веке.
Материалы, опубликованные о монастыре, периодически появлялись на страницах российской печати и эмиграционной прессы. За два последних десятилетия большинство статей и книг переиздано, появились новые труды очевидцев и историков.
Самые значительные воспоминания принадлежат таким столпам православия как митрополиты Вениамин (Федченков) и преподобный Серафим (Чичагов), епископ Арсений (Жадановский), преподобный протоиерей Илия (Четверухин). Серьезные исследования провел в XIX веке предводитель Александровского дворянства Николай Стромилов - историк, краевед и библиограф. Изданы воспоминания схимонахини Игнатии, в миру - профессора, доктора наук; других авторов и священнослужителей. Огромную работу по основам зосимовского старчества ведет известный историк А. Л. Беглов. Ведущий «Народного радио» И. В. Гарькавый много часов своего эфира посвятил истории Зосимовской обители и ее насельникам. Обращался к теме и телеканал «Культура».
Одну из первых публикаций поместил на своих страницах журнал «Воскресный день» в 1988 году. Автор ее, наместник Троице-Сергиевой Лавры, Архимандрит Леонид, использовал записи праведного старца Симеона, собиравшего предания о праведном старце Зосиме, пустынножителе Владимирском.
Но многое остается в государственных и личных архивах, на иссыхающих от времени магнитных и кинопленках.
Выдающимся свидетельством о насельниках пустыни, является полотно Павла Дмитриевича Корина, точнее его эскиз - «Реквием», более известный под названием, предложенным Максимом Горьким, «Русь уходящая». На этой незавершенной картине запечатлен цвет Православия двадцатых-тридцатых годов прошлого века. Среди первых иерархов: святителя Тихона, будущих патриархов Сергия и Пимена, митрополита Трифона (Туркестанова) - мы видим старцев Зосимовой пустыни. Как же оказались наши старцы на полотне замечательного русского живописца?
После кончины ее Строителя (официальный титул настоятеля строящегося или возрождающегося монастыря) преподобного Германа (Гомзина), владыка Варфоломей (Ремов), епископ, а позднее архиепископ Московской епархии, настоятель Высоко-Петровского монастыря, будучи духовным учеником зосимовского игумена, принимает значительную часть братии в свою обитель, прихожанином которой был и выдающийся ученик великого Нестерова. П. Д. Корин, глубоко верующий, воцерковленный человек, хотел изобразить цвет православного общества в то трудное время, которое соответствовало бытию Высоко-Петровского монастыря в Москве как духовного центра. Среди лиц изображенных художником, портреты зосимовских старцев: игумена Митрофана, архиманд¬рита Никиты, преподобного схиархимандрита Игнатия.
Читателям этих строк я настоятельно рекомендую отправиться на Усачевку в коринский дом-музей. Благо, что жива, здравствует и радушно принимает гостей Ольга Александровна Корина, директор и хранитель этой жемчужины истории русской культуры… Не примените также в одну из суббот отправиться на угол Сретенского бульвара и Петровки в Высоко-Петровский монастырь, где ждет паломников и экскурсантов, замечательный подвижник, рассказчик и историк Петр Яковлевич Шейманидзе…
Явление «старчество» стоит в тесной связи с историей монашеской.
Такое же древнее, как и само монашество, оно проистекает из двух начал: исповеди и монастырского развития, в ходе которого старец всегда был духовным руководителем-исповедником новоначального инока.
Старчество зиждется на строках Священного Писания, являющего нам послушание и смирение Иисуса Христа, и являет собой суть аскетики:
«Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю Пославшего Меня». (Ин.6.38)
Пришедшее с греческого Афона, куда уже в XI веке потянулись русские люди, старчество незыблемо утверждается на Руси. Во времена татаро-монгольского ига оно обретается в Новгородских монастырях, а позже возносится на должную высоту преподобным Сергием Радонежским и его учениками. В XV веке традиция обрела новую силу в учениях Нила Сорского и его последователей – заволжских старцев.
О старчестве XVII – XVIII веков сведений нет. Исследователи (в частности, И. К. Смолич: Русское монашество. М. 1999. стр.404) считают, что в это период Россия разделилась на два слоя. Наверху чиновничья церковная власть, поддерживающая и поддерживаемая государством, внизу – глубоко верующий народ и некоторые аскетически настроенные монахи и епископы.
Эти два разноценных мира объединяло только одно – богослужение!
Поэтому прежде чем выйти в народ, в мир, обрести его преданность и послушание старчество не могло не пройти школу монашества. Только монастырь порождал старца.
Так и преподобный Зосима, прежде чем поселиться на берегу речки Молохчи, много лет провел в стенах Троице-Сергиевой обители. Пройдя все ступени монашеского подвига, выдающийся подвижник достиг тех закономерных высот, которые требуют уединения для непосредственного общения с Создателем.
С первых дней пребывания у Старца помимо многочасовых молитвенных бдений появилась необходимость заботится обо всем сразу: обустройство жилья, добыча пропитания, мелочи быта – это не общежительный монастырь, где все обязанности-послушания равномерно распределены между массы людей. А если навалится недуг какой?..
В записях вышеупомянутого Симеона называются два спутника Зосимы: Иона и Кирилл, но сожительствовали ли они с ним постоянно, одновременно пришли в пустыньку? Факт того, что отшельник собственноручно ископал и поныне существующий Святой Колодец, наводит на мысль о том, что какое-то время Старец пребывал в одиночестве.
Тем не менее, вокруг преподобного постепенно собралось некоторое число монахов. Появились огороды, кельи, пасека … И сегодня нечастые паломники увозят с собой из пустыни небольшие баночки ароматного зосимовского меда.
Одинокий, поросший густым бором холм не стал местом затвора молитвенника. Сначала из окрестных селений, потом из Александрова, а там уж и со всей Московии устремился к прозорливцу и наставнику православный люд. Всех чинов и званий.
Александровская же слобода, как известно, исконно была вотчиной русских Государей. В означенное время там проживает сестра Петра I, царевна Наталья. Она становится духовной дочерью старца, и предпринимает конкретные действия для обустройства обители: ставит часовню, строит кельи. Так зародилась Свято-Смоленская Зосимова пустынь. Ведь именно с иконой Смоленской Богородицы-Одигитрии пришел сюда Старец, ей посвятил и обитель, и свой нежданный, громкий молитвенный подвиг.
До сих пор можно встретить красивую версию (например, см. книгу прп. Серафима Чичагова) о том, что и будущая Императрица Елисавета Петровна была среди исповедниц Зосмы, но она не вмещается во временные рамки. Ведь на момент кончины преподобного (между 1711 – 1713), дочери Пера Алексеевича было не более пяти лет.
По смерти Старца немногочисленные братия собравшиеся вокруг него расходятся, пустынька то периодически возрождается, то угасает. И только спустя полтора века после кончины Преподобного начинается ее медленное становление, «виновником» которого становится прелюбопытнейшая фигура блаженного Филиппушки.
Блаженный был, как говорится, нарасхват не только в Москве и в соседних губерниях, но и в Петербурге востребован всей Царской Фамилией. Несмотря на свой статус юродивого и лаврского монаха он имел трех полноценных сыновей (в последствие тоже принявших постриг и разделившие с ним пещерный образ жизни), средний из которых, Прокопий (в постриге Порфирий), и занялся с благословения отца возрождением пустыни, выкупу у помещиков земли, началом возведения первых построек. Всем этим начинаниям постоянно мешали почти детективные истории, возникавшие на протяжении двух десятков лет вокруг Зосимовой пустыни. Достаточно привести факт обвинения юродивого в печатании у себя в пещерах фальшивых денег!
Только в 1887 году иеромонах Порфирий получил согласие от московского купца-мецената Д. М. Шапошникова на возведение первой каменной часовни…
К началу ХХ века оптинские старцы постепенно переходят в мир иной, и полюс старчества перемещается из калужских земель во Владимирщину. Некоторое время спустя пустынь под Александровом станут называть «северной Оптиной».
Там под духовным строительством прп. Германа начинает свое недолгое, на первый взгляд, становление Зосимовская школа старчества.
В 1897 году иеромонах Гефсиманского скита Герман по воле наместника Лавы архимандрита Павла приходит на берег реки Молохчи с тринадцатью послушниками. На следующий год к ним примкнул протопресвитер главного собора Империи – Успенского Кремля – отец Федор Соловьев, ставший самым почитаемым старцем ХХ века – Алексием Зосимовским. Именно ему было доверено право тянуть жребий при выборах Патриарха после двухсотлетнего его отсутствия на Руси.
Это и был цвет Зосимовского старчества, притянувшего к себе среди десятков тысяч паломников будущих преподобномучеников, митрополитов, епископов, царственных особ.
«Со всех сторон потянулись сюда мирские люди, ища молитвы, покаяния, совета и утешения. В эти годы в монастыре получали духовное окормление… члены Императорского Дома, высшие сановники государства, иерархи Церкви. В Зосимову стекались сотни и тысячи богомольцев со всей необъятной России. Пустынь стала одним из духовных центров русского Православия того времени. Офицеры и чиновники, священники и монахи, крестьяне и ремесленники, промышленники и торговцы все они, мужчины и женщины, старики и молодежь, молодые супруги и юные девы, обновлялись духом, принимая наставления старцев Зосимовой пустыни, уносили с собой в мир ее особенный свет — отблеск Света Невечернего», - писал св. Серафим Чичагов.
У зосимовских исповедников побывал весь цвет Православия и «бомонда».
Святитель Тихон и меценат Третьяков, Павел Флоренский и Сергей Булгаков, Алексей Мечев и Иван Шмелев, Лев тихомиров и Михаил Новоселов… Эти и другие имена тесно связаны с историей пустыни.
Особый вклад в становлении пустыни внесла святая мученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна – духовная дочь преподобных Германа и Алексия. Заботами основательницы Марфо-Мариинской обители был возведен северный корпус монастыря, в котором поселились два выдающихся подвижника. Когда над настоятелем сгустились тучи сановного гнева, ее молитвы и влияние позволили благополучно разрешить конфликт.
А поводом его послужили злосчастные финансы, точнее вольное с ними обращение отца настоятеля, что привело в недоумение его верного ученика и соратника. Казалось бы непререкаемый авторитет, сан, влияние - и помыслить бы не позволили бы, ан нет! Времена другие и понятие долга и чести не нынешние. Казначеем пустыни был иеромонах Иона, с Гефсиманского скита неотрывно следовавший за своим аввой. И когда увидал он, что не по должному происходит трата денег, пришел к учителю: да как же так?! А тот отмахнулся – не лезь, дескать, куда не просят. И пошло-поехало.
Некоторые исследователи называют отца Иону предателем и Иудой даже обзывают… А искрометнейшая биография несмотря на монашество! Бывший лейб-гвардии Кенсольгмского полка поручик, награжденный за боевые заслуги уже в сане иеромонаха за участие в русско-японской войне, пользовавшийся уважением Государя, призванный на служение Императрицей… Так вот его мнение в истории этой восторжествовало. И сослали будущего преподобного в ссылку. За ним, правда, многие его ученики последовали – честь и хвала им! И вот из этого-то изгнания и помогла вернуться в родную обитель отцу Герману и его преданным чадам Елисавета Федоровна, родная сестра Государыни и вдова убиенного Каляевым Великого Князя Сергея Александровича.
А не вернись отец Герман – как сложилась бы судьба монастыря и его насельников? Почил преподобный в 1923 году, предсказав и свою кончину и разгон обители.
Братия монастыря, рассеянная вокруг Москвы, разнесла семена зосимовского старчества по душам страждущих под большевистскими гонениями православных. Среди трех десятков монахов, чьи биографии известны после момента закрытия пустыни, нет ни одного не подвергшегося репрессиям. Помимо преподобных Германа и Алексия, чьи мощи сейчас покоятся в одной раке монастыря, были прославлены: преподобный Игнатий, преподобный Макарий, игумен Владимир, иеромонах Герасим – новомученики российские. Глуюоко почитаемы в обители имена подвижников благочестия: благочинного обители иеромонаха Мелхиседека (Лихачева) - Ваганьковского кладбища, иеромонаха Никодима (Монина) - расстрелян и похоронен на Бутовском полигоне); иеромонаха Феодорита (Кудрявова) - Иеромонах Феодорит (Кудрявов) – расстрелян и похоронен в Муроме; иеромонаха Софрония (Петрова) - расстрелян и похоронен в Иваново; иеродиакона Галактиона (Сергеева) - расстрелян и похоронен на Бутовском полигоне; послушника Евдокима Демидова - расстрелян и похоронен на Бутовском полигоне.
Сгнинули в концлагерях Средней Азии Иеродиакон Иоаникий (Каштанов) и Иеродиакон Евфросин (Данилов)…
Остаются не выясненными обстоятельства и дата погибшего во время войны в тюрьме преемника старца Алексия - схиигумена Митрофана (Тихонова); не подтвержден трагический финал жизненного подвига отца Досифея (Шонина - духовника великого русского философа А.Ф. Лосева…
Трагична и светла судьба Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. Высок и ярок подвиг ее насельников, о коих молятся их сегодняшние преемники – братия возрожденного в 1992 году монастыря.
|