История и современность|Церковь и общество|Духовно-нравственное воспитание
Регион: Россия
Резолюция принята участниками Межрегиональной научно-практической конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе», прошедшей в Москве 26 марта 2012 года
Резолюция участников конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе»
Москва, 26 марта 2012 года
Мы, участники VIII Межрегиональной научно-практической конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе», обсудив тему «Защита Отечества и ценности патриотизма в русской культуре, истории и современном воспитании», констатируем, что в наши дни основная угроза национальной безопасности России перемещается в духовную и информационно-психологическую сферу. Новые технологии воздействия на государства, их лидеров и на население, в целом, являются самыми эффективными средствами ведения современных «холодных» войн, равные оружию массового поражения.
С 1991 года национальный фундамент российского образования целенаправленно разрушался непродуманными «реформами». После присоединения России к Болонскому соглашению в 2003 году Министерство образования и науки РФ проделало значительную работу по внедрению его принципов в систему высшего Российского образования. В результате национальная система подготовки специалистов для стратегически важных наукоемких отраслей во многом перешла на обслуживание потребностей западной экономики. Сложилась ситуация, при которой выпускники российских вузов, сотрудники НИИ по ряду специальностей стали более востребованы в США, чем у себя на Родине. Ущерб, нанесенный в итоге экономике, обороноспособности РФ и, в целом, развитию страны с высокотехнологичной экономикой, до сих пор не получил адекватной оценки.
Вся история Российского государства убедительно свидетельствует, что её устои покоятся на внутренних духовных основах, а их распад и анархия в определенные вехи истории - всего лишь проявление уже состоявшегося внутреннего разложения. Нынешний кризис экономики и социального устройства России – это, прежде всего, следствие кризиса духовности. Подлинное народовластие - это верность принятым в нашем народе духовным началам и нравственным нормам жизни. В «Основах социальной концепции» Русской Православной Церкви подчёркивается, что «для христианского правосознания идея свободы и прав человека неразрывно связана с идеей служения, чтобы – ... исполнить свой долг перед Богом и Церковью, перед другими людьми, семьёй, государством, народом и иными человеческими сообществами» /ОСК, IV. 6-7/.
За неполные два десятилетия в информационное пространство России внедрены многие псевдоценности. Однако силам разрушения и хаоса не удалось подорвать авторитет Русской Православной Церкви, которая последовательно ставит задачу воспитания молодого поколения в духе патриотизма и культурно-исторических традиций России. В Слове после интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла было ясно заявлено, что его особой заботой и в дальнейшем «станет церковная проповедь духовно-нравственных идеалов». Именно Русская Православная Церковь предложила в 2007 году Министерству образования и науки РФ ввести в школьный учебный план образовательную программу «Духовно-нравственная культура», которая включала бы в себя предмет «Основы православной культуры» и соответствующие предметы по другим религиям.
На XVII Международных Рождественских чтениях в 2009 году, которые были посвящены проблемам современного образования, науки и информационных технологий, Святейший Патриарх еще раз подчеркнул: «Глубоко убеждён, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности».
В последнее время государство стало уделять больше внимания патриотическому воспитанию молодёжи. Но среди чиновников и представителей «элиты» по-прежнему много тех, кто ставит под сомнение подобную работу, продолжает твердить о необходимости только лишь гражданского образования без его увязки с патриотическим и военно-патриотическим воспитанием. О патриотизме стало модным вспоминать только в связи с предвыборными кампаниями или юбилейными датами. В условиях отсутствия государственной идеологии возникает опасность размывания самого понятия «патриотизм».
Россия остро нуждается в национальной системе образования, в разработке собственных, а не заимствованных извне, эффективных программ военно-патриотического воспитания молодого поколения, которое сейчас во многом остаётся на уровне самодеятельности и держится на голом энтузиазме отдельных организаций и лиц.
Во многом не оправдались надежды на бескорыстие частных спонсоров и их благотворительность в обмен на налоговые льготы. Взамен разрушенной государственной системы патриотического воспитания молодого поколения мы получили буйный рост молодёжной преступности, наркомании, маргинализацию части молодёжи, её духовную и культурную деградацию.
Существовавшая в дореволюционное и советское время система патриотического воспитания, при всех ее известных недостатках, имела ясную мировоззренческую основу и систему внедрения в сознание масс, не пускала на самотёк воспитательные процессы среди молодёжи, выделяла на эти цели достаточные средства и располагала квалифицированными кадрами для ведения воспитательной работы, ставила конкретные задачи по воспитанию молодого поколения перед соответствующими институтами государства и общества. Очевидно, что сегодня пришло время использовать этот опыт с учетом современных российских реалий.
Настало время пересмотреть концепцию федеральной политики в отношении молодого поколения, воспитание которого должно рассматриваться как первейший долг государства. На эти цели должны выделяться достаточные средства, в том числе и для подготовки квалифицированных кадров по воспитательной работе среди молодёжи.
Только государственная власть способна выстроить в национальном масштабе на нерыночной основе систему доступных клубов по интересам, телерадиовещание, издание книг и периодики военно-патриотического содержания. Для решения этой государственной задачи потребуется политическая воля, преодоление сопротивления недобросовестных госчиновников, которые привыкли получать лишь материальные дивиденды от любых своих действий и поступков.
Отсутствие общепринятой официальной стратегии в работе с молодёжью делает невозможным разработку государственной идеологии воинской службы, эффективной программы военно-патриотического воспитания молодого поколения. Государство должно непосредственно озаботиться положением в молодёжной среде, а не отдавать заботу о молодом поколении посредникам и спонсорам. Пора освобождаться от груза ложных идеологем, в соответствии с которыми активное вмешательство государства в процессы в молодёжной среде якобы вредит прогрессу общества. Эти установки не выдержали проверку временем в конкретных российских условиях.
Мы, участники конференции, считаем необходимым:
1. Разработать и принять Государственную программу возрождения и поддержки культуры и, особенно, русского языка и русской культуры, которые всегда были государствообразующими и от состояния которых в современном обществе зависит будущее России.
2.Подтвердить значимость духовно-нравственного обновления российской высшей и средней школы и восстановление воспитательных функций национальной системы образования. Продолжить поиск форм взаимодействия педагогов государственных и муниципальных высших и средних образовательных учреждений, районных органов образования и православных религиозных организаций в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании детей и молодежи.
3.Подчеркнуть, что освоение базисных ценностей национальной культуры, в том числе патриотизма и гражданственности, формирование устойчивых нравственных ориентиров и духовного иммунитета является важнейшей задачей современной системы образования. В связи с этим преподавание православной культуры в высшей и средней школе, духовно-нравственное воспитание продолжают оставаться актуальными. Необходима дальнейшая разработка их содержания применительно к задачам и специфике преподавания в государственных и муниципальных учебных заведениях, а также обмен практическим опытом преподавания в школах страны.
4.В условиях реализации ФГОС и нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» рассматривать Межрегиональные научно-практические конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе» как форму повышения квалификации педагогов для выполнения этого государственного и социального заказа. Продолжить обмен передовым опытом преподавания предметов духовно-нравственной направленности и проведения мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию на последующих научно-практических конференциях.
5.Оказать общественную поддержку педагогам различных регионов страны, активно участвующим в изучении и преподавании православной культуры и традиций русского народа, гражданско-патриотическом воспитании молодежи. Поддержать инициативу НИЭЦ «Наука и Слово» по разработке и изданию материалов проекта «Церковь и школа» - «Беседы о нравственности» и «Духовные основы русской культуры», которые являются существенным вкладом в духовно-нравственное просвещение педагогов, учащихся и их родителей.
6.Одобрить и поддержать проведение НИЭЦ «Наука и Слово» Всероссийского конкурса детских мультимедийных проектов «Служу России», направленного на формирование целостного мировоззрения на основе национальных традиций, на развитие и воспитание личности патриота и гражданина страны на примерах гражданского служения Отечеству.
Мы полностью поддерживаем Обращение членов Патриаршего совета по культуре к вновь избранному Президенту РФ, в котором особо подчёркивается, что «не может быть возрождения страны без благочестия, без воспитания высоких идеалов и нравственно ориентированного мировоззрения, источниками формирования которого являются образование, воспитание и культура. Понимание образования как единства обучения и воспитания должно быть решительно восстановлено. Движение к будущему немыслимо без консенсуса вокруг базисных ценностей».
|