19 апреля 2024
Разделы событий:
Аннотация:

27 сентября 2011 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме свт. Мартина Исповедника в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся с Первосвятительским словом.

Cобытия по теме:

24 декабря 2014

Круглый стол общественных объединений в Общественной палате РФ «Путём преподобного Сергия»: подведение итогов года

24 декабря 2014 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «Путём преподобного Сергия: любовью и единением...

(См. далее...)

24 февраля 2013

Посещение могилы воина Евгения Родионова в рамках Дня защитника Отечества

24 февраля 2013 года в рамках празднования Дня защитника Отечества участники общественных объединений «Алтарь Отечества» и общества во имя святой равноапостольной Великой княгини...

(См. далее...)

19 февраля 2013

Конференция в Николо-Угрешской православной духовной семинарии, посвящённая святителю Николаю Японскому

18 февраля 2013 года в Николо-Угрешской православной духовной семинарии прошла конференция, посвящённая осмыслению духовного наследия святителя Николая...

(См. далее...)

26 января 2013

Церемония закрытия XXI Международных Рождественских чтений в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя

26 января 2013 года в Зале Церковных Соборов кафедрального Храма Христа Спасителя состоялась официальная церемония закрытия XXI Международных Рождественских...

(См. далее...)

24 января 2013

Торжественное открытие в Москве XXI Международных Рождественских образовательных чтений

24 января 2013 года в Государственном Кремлёвском дворце в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественное открытие XXI Международных...

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
Церковь и общество|Святые и Святыни

Автор публикации:
Кирилл (Гундяев) /Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Труды этого автора

27 сентября 2011

«Через крест Христов мы освободились от рабства греху». Проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня в храме свт. Мартина Исповедника


27 сентября 2011 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме свт. Мартина Исповедника в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся с Первосвятительским словом.


Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка Арсений! Ваше Высокопреподобие, отец Александр! Дорогие отцы, братия и сестры!

Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, владыка, за добрые слова, которые донесли до меня ту замечательную приходскую атмосферу, которая объединяла людей в желании достойно встретить своего правящего архиерея. Я вижу, как много доброго сделано в этом храме — одном из самых значительных храмов города Москвы, как по своей истории, так и по замечательной архитектуре и убранству. Верю, что Господь приклонит милость ко всем нам и к этому приходу, и появятся возможности и средства восстановить в полном благолепии и в первозданной красоте то, что было некогда сделано нашими благочестивыми предками и что еще сохраняется в стенах этого замечательного храма.

Радуюсь видеть всех вас, мои дорогие, — и постоянных прихожан храма святого Мартина Исповедника, и тех, кто пришел сюда по случаю Патриаршей службы, — и выразить радость в связи с замечательной возможностью вместе помолиться под этими сводами и совершить — впервые в истории этого храма, а, может быть, и в истории города Москвы — архиерейскую хиротонию в приходском храме. Мы поручим историкам, чтобы они проверили, совершались ли когда-нибудь архиерейские хиротонии в приходских храмах Москвы, и, если сегодняшняя хиротония окажется первой, то день сей будет вписан в историю Русской Православной Церкви.

И вот почему. Епископ призван быть со своим народом. Он должен быть близок к каждому человеку. Приход — это место, где каждый из верующих может вместе со своими братьями и сестрами предстоять Богу, образуя Церковь, — а Церковь там, где епископ. Именно из этого проистекает ответственность и обязанность каждого епископа, каждого архиерея посещать приходы — в идеале все приходы своей епархии. Но в наше время это невозможно ввиду множества приходов, и я рад тому, что сегодня мне удалось быть вместе с вами в этом приходском храме. И, чтобы подчеркнуть важность прихода как основополагающей ячейки церковной жизни, и была совершена здесь торжественная архиерейская хиротония.

Мы рукоположили епископа Николая, викарного епископа Уфимской епархии, который, как я только что сказал, обращаясь к нему, призван нести свое служение в Башкортостане, в непростых условиях, где православные живут вместе с мусульманами. Но эти условия только с первого взгляда непростые, а на самом деле исторический опыт совместной бесконфликтной жизни народов создает благоприятные условия, в том числе для взаимодействия с теми верующими людьми, которые отличаются от нас, но которые тоже знают, что такое страх Божий. Поэтому особая ответственность Церкви нашей в таких местах — нести свидетельство о Христе, помогая людям понять, что Христос — мир наш и где Христос, там мир. И особая ответственность возлагается в таких местах на архиереев — для утверждения мира и согласия между людьми разных национальностей, этносов и религий.

Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник Воздвижения Креста Господня. Мы вспоминаем страдания Спасителя, и поэтому неслучайно сегодня читается значительная часть 19-й главы Евангелия от Иоанна, повествующей о Распятии Спасителя (Ин. 19:6-11, 13-20, 25-28, 30-35). Но сегодня, также за Литургией, мы читали отрывок из 1-го Послания к Коринфянам, где апостол Павел учит о Кресте Христовом (1 Кор., 1:18-24). Он говорит о том, что слово крестное для погибающих юродство есть, а для спасаемых — сила Божия. Какие замечательные слова! К погибающим апостол относил тех иудеев и эллинов, которые не признавали и не принимали весть о Христе. И действительно, для одних крест есть соблазн, для других — безумие, но только для нас, спасаемых, — явление силы Божией.

Именно этим «соблазном и безумием» не убоялся Бог спасти мир. А что такое безумие или по-славянски юродство? Это как бы лишение разума. Это полная человеческая немощь и слабость. Это отсутствие всякой силы. Почему же Бог избирает слабость, отсутствие всякой человеческой силы, чтобы спасти людей? Для того чтобы каждому стало ясно, что спасение проистекает не от силы человеческой, не от силы разума, не от власти одного человека над другим — будь то политическая власть, или власть денег, или просто власть человеческой мысли. Спасение не может проистекать от силы человеческой, потому что человек греховен; и именно поэтому спасение совершается силой Божией.

Можно себе представить, как была бы извращена идея спасения, если бы не было Креста, если бы не было уничижения, если бы не было поношения. Наверное, писались бы тысячи книг о том, как великий вождь и учитель спас свой народ, а через него и все человечество. Но тогда благая весть превратилась бы в идолопоклонническое учение, в центре которого был бы человек с его силой. Однако Бог отрицает всякую человеческую силу в деле спасения — Он приносит спасение через человеческую немощь, явленную на Кресте, и никто не может похвалиться, что оно пришло в мир нашими усилиями, нашим разумом, нашей человеческой властью. Спасение пришло в мир нашей слабостью, нашим юродством, нашей немощью, в которой открылась сила Божия.

Церковь призвана продолжать дело Спасителя и Господа нашего. Она продолжает его, совершая Таинство святой Евхаристии, когда каждый человек становится соучастником и Тайной Вечери, и Креста, и Воскресения Спасителя. Она продолжает учение Спасителя словом своим, которое имеет силу не потому, что оно облечено в некую удачную с человеческой точки зрения форму (ибо формы бывают разные, а слово Божие не теряет своей остроты подобно мечу обоюдоострому, который разделяет человеческое естество (см. Евр. 4:12)), а именно потому, что слово Божие не зависит от силы человеческой.

Все это мы должны хорошо помнить, в том числе и в нашей практической церковной жизни. Помнить, что человек спасается не своими силами, не потому, что делает добрые дела, — ведь одновременно с добрыми он делает и злые дела, а иногда добрые дела перечеркиваются горделивой мыслью, превозношением над другими, осуждением. Где же набраться добрым делам, что могли бы спасти человека? Человек спасается благодатью Божией, дарованной нам через Крест Христов. Но для того чтобы принять эту благодать, усвоить ее, мы должны творить добрые дела, мы должны открывать свое сердце навстречу Господу. Для того чтобы слово Божие, несущее в себе спасительную силу, достигло сознания человека, особенно современного человека, мы, проповедники слова Божия, должны работать над собой денно и нощно — над созиданием своего ума, воли, чувств, над укреплением веры и благочестия. И тогда, соединяя свой личный опыт со словом Божиим, мы будем способны убеждать словами человеческими, несущими силу слова Божия, вверенные нам души.

Замечательные слова мы находим у святого Иоанна Златоустого, память кончины которого мы сегодня отмечаем. Одна-единственная фраза, которая открывает величайший смысл Креста: «Крест — наша свобода». Сегодня эти слова должны быть начертаны на наших знаменах. В то время, когда человек устремляется к свободе, понимая под свободой раскрепощение своих инстинктов, возможность творить все, что он желает творить, — невзирая на закон Божий, разрушая тем самым свою собственную жизнь, свою личность, разрушая жизнь окружающего мира, нанося неповторимый ущерб Богом данной природе и человеческому обществу, — мы должны повторять слова «Крест — наша свобода», потому что через крест Христов мы освободились от рабства греху, мы стали свободными от тяготения над нами силы диавольской. Господь освободил нас — в том смысле, что дал возможность, сопрягая Его Божественную благодать со своими усилиями, освобождать душу от всякого греха. И только это есть подлинная свобода, которая ведет человека к счастью, благополучию, миру, радости, любви, к созиданию семей, укреплению общественных отношений, спасению государств, спасению всего человеческого рода.

Но если мир в погоне за ложной свободой, высвобождающей грех, откажется принимать эти слова Златоустого Иоанна, то род человеческий ждет страшное время, ибо с грехом несовместима жизнь, с грехом несовместимо счастье. Счастье совместимо со свободой, о которой так горячо и сильно сказал Златоустый Иоанн. Его молитвами — великого угодника Божиего, учителя и отца Церкви, память которого ныне творим, — да поможет всем нам Господь уразуметь смысл Креста Христова для устроения нашей жизни, для определения нашего мировоззрения, для созидания основ спасительного отношения к окружающему нас миру, к окружающим нас людям. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Аминь.


Источник:      Патриархия.ру

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Патриархия.ру

27.09.2011

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл: «Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие... (Далее)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл: «Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь... (Далее)

1 ноября 2012

Святейший Патриарх Кирилл: «Сегодня слово о Христе мы должны нести, в том числе, и опираясь на средства массовой информации». Ответы на вопросы участников V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31... (Далее)

31 октября 2012

Святейший Патриарх Кирилл: Миссия Церкви имеет своей целью только спасение человека. Выступление на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Зале церковных... (Далее)


Святые и святыни:
Знаменательные даты:
Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год