29 марта 2024
Разделы событий:
Cобытия по теме:

24 февраля 2013

Посещение могилы воина Евгения Родионова в рамках Дня защитника Отечества

24 февраля 2013 года в рамках празднования Дня защитника Отечества участники общественных объединений «Алтарь Отечества» и общества во имя святой равноапостольной Великой княгини...

(См. далее...)

19 февраля 2013

Конференция в Николо-Угрешской православной духовной семинарии, посвящённая святителю Николаю Японскому

18 февраля 2013 года в Николо-Угрешской православной духовной семинарии прошла конференция, посвящённая осмыслению духовного наследия святителя Николая...

(См. далее...)

26 января 2013

Церемония закрытия XXI Международных Рождественских чтений в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя

26 января 2013 года в Зале Церковных Соборов кафедрального Храма Христа Спасителя состоялась официальная церемония закрытия XXI Международных Рождественских...

(См. далее...)

24 января 2013

Торжественное открытие в Москве XXI Международных Рождественских образовательных чтений

24 января 2013 года в Государственном Кремлёвском дворце в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественное открытие XXI Международных...

(См. далее...)

5 декабря 2012

II Форум православных женщин «Жертвенное служение женщин Богу, Отечеству, народу»

5 декабря 2012 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялось первое пленарное заседании II Форума православных женщин «Жертвенное служение женщин Богу,...

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
Духовно-нравственное воспитание

Автор публикации:
Кирилл (Гундяев) /Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Труды этого автора

19 июня 2007

Выступление на конференции "Христианство, культура, нравственные ценности"


Москва, 19-21 июня 2007 г.

 

В эти дни здесь, в Москве, мы продолжаем диалог, который был совместно начат Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью в прошлом году в Вене. В центре внимания диалога находится современная общественная жизнь в наиболее актуальных ее проявлениях. Разговор, который мы сейчас ведем, затрагивает темы практического характера, которые, безусловно, имеют свое богословское обоснование. В течение трех дней конференции ее участники выскажут свою точку зрения по всему спектру заявленных проблем. Я хотел бы поделиться своим видением этой темы.

По моему мнению, разговор о культуре – это прежде всего разговор о творчестве и его месте в человеческой жизни. Каждый человек обладает способностью творить, поскольку она является чертой человеческого духа. Благодаря этой способности в человеческом сообществе, несмотря на единство людской природы, наблюдается чрезвычайное многообразие обычаев, общественных укладов, политических систем. Для христиан очевидным является происхождение творческой способности. Она дарована людям Богом. Бог является Творцом, а потому человек, созданный по Его образу и подобию, также имеет творческую способность. Творческой способности лишено все остальное в природе, кроме человека. Творчество человека является продолжением творчества Бога, создавшего этот мир. Следовательно, творчество должно развиваться и занимать в жизни человека и человеческого общества полагающееся ему место.

В чем состоит творческая способность человека? Ею обладает каждый человек, но в различной степени и в различных сферах жизни. Так можно говорить как о творчестве художника, так и о творчестве простого работника или домохозяйки. Творчество – это один из наивысших способов самореализации человека. Творческая лаборатория отдельного человека с трудом поддается описанию и определению. Это происходит потому, что творчество не технологично, его нельзя описать на языке технологий. Творчество проявляется как создание идей и воплощение их в жизнь, в материальной или духовной области. Изобретение идеи является подобием творческого акта Бога, который творит из ничего. Знаком того, что творчество является Божественным даром, есть то, что автор испытывает радость и высокий подъем духа, когда находится в творческом процессе.

Творчество невозможно без свободы человеческого духа. Свобода является необходимым условием появления творческих идей. Добровольный интерес к какому-либо проявлению человеческой жизни рождает в человеке предрасположенность к творчеству в этой области. Творческая способность не может в полной мере раскрыться, если на человека оказывается давление или принуждение. Однако свобода неминуемо ставит вопрос о смысле творчества. Поискам соотношения между свободой и смыслом творчества посвящены размышления многих русских и западноевропейских выдающихся умов. Что творчество дает самому автору и как оно влияет на его душу? Что приносит людям то или иное произведение человека и как оно влияет на них? Вопрос о содержании творчества не является праздным. Оно может обогатить жизнь автора, а может причинить ему страдание и даже привести к гибели.

Говоря, что свобода является непременным фактором, определяющим творчество человека, я имею в виду свободу духа. Внешне человек может быть несвободным - хорошо известны примеры, когда люди творили в тюрьме. В Советском Союзе не было полной свободы, однако литературное творчество развивалось так, как не развивается ныне в свободной демократической России. Совершенно ясно, что творчество связано с внутренней человеческой свободой. Сохраняя свободу духа, человек способен творить даже в условиях несвободы внешней.

Кроме того, есть еще один важнейший аспект личного творчества – это влияние, оказываемое произведением на других людей. Всегда есть некий зазор между замыслом, который вкладывает автор в произведение, и последующим прочтением этого произведения в обществе. Для христианства эта сторона творчества заострена до высшей точки. Господь говорит о высокой ответственности человека за то, что он делает в отношении других: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Мк. 9. 42). С христианской точки зрения человеческое творчество – это всегда или соработничество с Богом, или совместный труд с лукавым.

Не бывает творчества, абсолютно нейтрального по отношению к системе нравственных и сотериологических координат - все, что делает человек, касается его спасения. Поэтому всякое творчество имеет прямое или косвенное отношение к делу спасения человека.

Человек может направлять свою творческую способность на пользу зла. Также его творчество может направляться другими людьми для достижения недобрых целей. Злодей так же может быть творческим человеком в своем деле и весьма преуспеть в осуществлении своих идей.

Существование различных проявлений творчества ставит вопрос об их присутствии и влиянии на общество. Современное общество стремится к обеспечению максимальной свободы личности, в том числе в сфере самовыражения и творчества. Такой подход породил огромное количество идей, произведений, изобретений, которые приносят не только добро и пользу, но вред человеческой жизни, а также разрушают общежитие. Сегодня появляется мощное направление в культуре, которое осмеивает и издевается над религиозными убеждениями. Эта индустрия приносит деньги. Взять хотя бы недавний фильм «Код да Винчи» и рекламную кампанию вокруг него, направленную исключительно на получение прибыли. Для авторов этой кампании было совершенно неважно, какое влияние этот фильм окажет на души людей. Другим мощным разрушительным пластом культуры стала проповедь легкого образа жизни, наркомании, половой распущенности, эгоизма, половых извращений. Такую позицию стремятся отстоять и защитить с помощью ссылки на свободу творчества и самовыражения. К сожалению, современная культура, особенно популярная культура, часто забывает учить человека работать над собой для улучшения себя и окружающего мира. Человек переключается только на потребление, а его творческие силы ослабевают. Это отражается на состоянии общества, в котором уже нет активности, инноваций, изобретений. Преобладающими становятся апатия и депрессия. Поэтому современные люди нуждаются в такой культуре, которая бы помогала им лучше понять себя и справляться со своими темными сторонами. Культура как возделывание a priori предполагает совершенствование человеческой личности. Если культура или то, что называет себя культурой, не культивирует личность, не способствует ее возрастанию, то это антикультура. Единственным критерием, по которому культура отличается от антикультуры, является ее связь с нравственностью.

Нам могут сказать, что вновь Церковь пытается поставить вопрос о добром и злом творчестве, зарезервировав для себя роль арбитра. Для верующих людей соборный голос Церкви, конечно же, имеет главное значение в разграничении этих видов творчества и понимании того, что есть культура, а что культурой не является. Однако мы сегодня имеем такое устройство современного общества, при котором люди придерживаются различных мировоззренческих позиций, в том числе таких, которые не принимают христианство. Для таких людей доводы христианства могут казаться неубедительными, а потому они настаивают на свободе собственного понимания творчества, культуры и самовыражения. Поэтому мы должны ставить сегодня вопрос не о запрете того или иного проявления человеческого творчества как такового, а о том, в каких формах и в какой сфере: публичной или частной – может проявляться то или иное творчество.

Конечно, общество должно максимально поддерживать свободу личности, в том числе в сфере самовыражения и творчества, но оно также в праве решать, какое творчество должно иметь общественную поддержку, а какое – должно оставаться уделом частной жизни человека. О какой поддержке идет речь? Это – бюджетное финансирование, предоставление научных, образовательных, медийных и других площадок для проявления того или иного творчества. Возникает вопрос: должно ли общество поддерживать инициативы, направленные на разрушение человеческой нравственности? Является ли такая политка самоубийственной для общества?

Критерием творчества, достойного общественной поддержки, является его способность созидать мир и единство в обществе, вдохновлять человека на труд и активную жизнь, совершенствовать и развивать духовную и материальную культуру. Одним словом – творчество должно помогать людям работать над собой, совершенствовать свою личную жизнь, семейные связи, общественные отношения. Необходимо замечать недостатки, стремиться их исправлять. Те проявления творчества, которые направлены против этих ценностей, не должны быть пропагандируемы публично и тем более не должны иметь поддержки общественной или государственной.

Я вижу совместную задачу для христиан Европы в том, чтобы дать современному человеку больше, чем ему может предложить современная поп-культура. Мы должны поддерживать ту культуру, которая направлена на созидание и совершенствование личности и общества. Здесь очень большое поле для нашего взаимодействия и здесь наши позиции весьма близки.

В заключение хотел бы сказать: мы живем в эпоху, которую назвали эпохой постмодерна. Ее характерной особенностью является релятивизм. Недавно я имел возможность публично высказать некоторые опасения по поводу этого релятивизма, который касается нравственности, веры, искусства, культуры, духовной жизни человека. В то же время не допускается никакого релятивизма в таких сферах, как государственное устройство или экономика. Нам говорят, что всякая альтернатива тому государственному устройству, которое сегодня предлагается наиболее сильными странами, является бесперспективной. Кто сегодня может серьезно сказать, что есть альтернатива демократии или свободному рынку? Следовательно, в современных условиях в области государственного устройства, в экономике релятивизма нет, а в духовной жизни он допускается. Полагаю, что необходимо осмыслить то, что мы называем эпохой постмодерна, в том числе и точки зрения сотериологической перспективы. Самым страшным является релятивизм в нравственной области, потому что именно к этой области относятся различия между добром и злом. Если человечество перестает различать добро и зло, то очень скоро оно само себя разрушит, потому что зло - культура зла, культура смерти - нежизнеспособна. Поэтому глубочайшая связь между культурой и нравственностью, которая существовала всегда, не может и не должна разрушаться модными идеями постмодерна. Я вижу одну из задач, которые стоят сегодня перед Церковью, перед научной общественностью, в том, чтобы путем совместных размышлений помочь понять современному обществу: потерять способность отличать добро от зла означает приоткрыть врата апокалипсиса.

 

Источник:

http://www.mospat.ru/index.php?page=36645

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл: «Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие... (Далее)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл: «Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь... (Далее)

1 ноября 2012

Святейший Патриарх Кирилл: «Сегодня слово о Христе мы должны нести, в том числе, и опираясь на средства массовой информации». Ответы на вопросы участников V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31... (Далее)

31 октября 2012

Святейший Патриарх Кирилл: Миссия Церкви имеет своей целью только спасение человека. Выступление на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Зале церковных... (Далее)


Святые и святыни:
Мученик Савин

29 марта

Мученик Савин (287)

Дни памяти: Март 13 (26), Март 16 (29)

(См. далее...)

Знаменательные даты:
12 апреля 1961. 1-й полёт человека в космос

12 апреля

Всемирный День авиации и космонавтики

12 апреля 2008 года исполняется 47 лет со дня полёта первого человека в космос. Сделал это наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. 108 минут проведенные им в космосе открыли дорогу другим исследователям космического пространства.

(См. далее...)

Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год