20 апреля 2024
Разделы событий:
Аннотация:

21 апреля 2011 года, в Великий четверг, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл поздравил паству с Великим четвергом и обратился к собравшимся с Первосвятительским словом

Cобытия по теме:

24 декабря 2014

Круглый стол общественных объединений в Общественной палате РФ «Путём преподобного Сергия»: подведение итогов года

24 декабря 2014 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «Путём преподобного Сергия: любовью и единением...

(См. далее...)

24 февраля 2013

Посещение могилы воина Евгения Родионова в рамках Дня защитника Отечества

24 февраля 2013 года в рамках празднования Дня защитника Отечества участники общественных объединений «Алтарь Отечества» и общества во имя святой равноапостольной Великой княгини...

(См. далее...)

19 февраля 2013

Конференция в Николо-Угрешской православной духовной семинарии, посвящённая святителю Николаю Японскому

18 февраля 2013 года в Николо-Угрешской православной духовной семинарии прошла конференция, посвящённая осмыслению духовного наследия святителя Николая...

(См. далее...)

26 января 2013

Церемония закрытия XXI Международных Рождественских чтений в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя

26 января 2013 года в Зале Церковных Соборов кафедрального Храма Христа Спасителя состоялась официальная церемония закрытия XXI Международных Рождественских...

(См. далее...)

24 января 2013

Торжественное открытие в Москве XXI Международных Рождественских образовательных чтений

24 января 2013 года в Государственном Кремлёвском дворце в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественное открытие XXI Международных...

(См. далее...)

Другие события:
ПУБЛИКАЦИИ
Церковь и общество|Святые и Святыни

Автор публикации:
Кирилл (Гундяев) /Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Труды этого автора

22 апреля 2011

«День сей сопричитается к великим праздникам». Слово после Божественной литургии в Великий четверг в Храме Христа Спасителя. ВИДЕО


Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Великий четверг в Храме Христа Спасителя 21 апреля 2011 года


Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас приветствую с великим праздником — с Великим четвергом.

Этот день приравнивается по значению к двунадесятым праздникам: несмотря на трагизм всей Страстной седмицы, несмотря на то, что именно после Тайной вечери, совершенной в четверг, Господь был предан Иудой и взят под стражу, — то, что произошло на Пасхальной вечери, совершенной Спасителем вместе с апостолами, имело и имеет такое непреходящее, великое значение для жизни Церкви и всего мира, что день сей сопричитается к великим праздникам.

Господь на Тайной вечери установил святейшее Таинство Евхаристии — Таинство Тела и Крови Своей. Он возжелал, чтобы Его Богочеловеческая миссия спасения мира не прекратилась после Воскресения и Вознесения на небо, но чтобы Его Богочеловеческое присутствие всегда было в истории рода человеческого, даже до последнего дня этой истории. И потому на ритуальной Пасхальной вечери, которую совершали все иудеи в день ветхозаветной Пасхи, Господь, приняв хлеб в Свои руки, благословил его, преломил и подал ученикам, сказав, что это Его Тело, преломляемое за грехи многих. А затем, после вечери, когда по благочестивому иудейскому обычаю подобало испить последнюю чашу, которую участники трапезы передавали друг другу, Он, взяв и благословив ее, сказал, что «эта чаша есть чаша Его Крови, изливаемой за грехи многих». И Спаситель добавил: «Сие творите в Мое воспоминание — благословляйте хлеб и благословляйте чашу с вином» — в воспоминание Его жертвы, которую Он принес на кресте ради спасения мира.

 

Воспоминание, которое мы творим, не есть обычное человеческое воспоминание, подобное тому, когда мы, напрягая память, вспоминаем о днях прошедших; и даже не то воспоминание, когда, взирая на фотографии или на иные художественные изображения, мы зрительно вспоминаем прошедшее. Воспоминание, которое совершается в Церкви силой Святого Духа через благословение хлеба и вина, является воспоминанием в Святом Духе, через которое мы, вкушая хлеб и вино, причащаемся подлинного Тела и подлинной Крови Спасителя и вспоминаем «вся, яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное Воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие». Мы вспоминаем все, что Бог во Христе совершил для нашего спасения, и через это воспоминание в Святом Духе становимся соучастниками Таинства, совершенного Спасителем, а тем самым — всего того, что Господь совершил ради нас.

В первые века христианства святая Евхаристия совершалась так, как совершил ее Господь. Она соединялась с праздничной воскресной трапезой, на которую приходили верующие, садились за столы, вкушали пищу, и в какой-то момент старший из них, предстоятель, беря в руки хлеб и вино и благословляя их, повторял то, что заповедал Спаситель, совершая Таинство Тела и Крови Господа нашего. Но очень скоро на этих трапезах многие люди, которые в них участвовали, как бы переставали различать, где обычная трапеза, а где Святое Таинство, и не приуготовляли себя к этому Таинству — вкушению Тела и Крови Спасителя. Потому и апостол Павел в первом послании к Коринфянам, которое мы сегодня слышали, говорит: «Вкушать Тело и Кровь Христовы нужно не в суд и в осуждение, но рассуждая о том, что происходит и что вкушает участник такой трапезы». «Ядый бо и пияй недостойне суд себе яст и пиет, не рассуждая Тела Господня», — вот как сильно звучат по-славянски эти слова апостола. «А потому, — продолжает апостол,— многие из вас недугуют и даже умирают, — потому что недостойно приобщаются Тела и Крови Спасителя» (см. 1 Кор. 11, 27-30).

Если недостойное вкушение Тела и Крови Христа Спасителя влечет за собой недуги, болезни и даже смерть, то человек, покаянием, искренней верой, примирением с ближними приуготовивши себя к Таинству, вкушает Тело и Кровь Спасителя в оставление грехов, в жизнь вечную, в исцеление всяких недугов и всяких человеческих страданий. Через вкушение Тела и Крови Спасителя, через Таинство Святой Евхаристии мы вспоминаем о Христе силой Святого Духа, и Он пребывает с нами. Церковь и призвана продолжать присутствие Богочеловека Христа в этом мире, и в первую очередь она служит этому присутствию, совершая Таинство Тела и Крови Спасителя.

Удивительным образом Господь, для того чтобы продолжить Свое присутствие в роде человеческом, избирает не только невидимое и духовное, но и видимое, осязаемое, физическое, чем являются хлеб и вино. Иначе и быть не могло, потому что Сам Господь был Богом и Человеком. Но как важно понимать, почему именно физическое естество предлагается нам в Таинстве святой Евхаристии! А потому, что физическое естество хлеба и вина — Тела и Крови Спасителя — мы принимаем внутрь себя; и разве может быть это вкушение Тела и Крови Спасителя безразлично для нашего физического тела?

Как говорит великий Иоанн Златоуст, многие из вас хотели бы видеть Спасителя, слышать Его, видеть, как Он одет. Но, вкушая Тело и Кровь Спасителя, вы получаете больше. Вы не просто видите, не просто прикасаетесь — вы принимаете внутрь себя Самого Богочеловека. Какая великая сила, какое великое чудо! Что может сравниться с ним, какие еще чудеса нужны? Ведь достаточно с верой принять Тело и Кровь Христовы, как Божественная сила соединяется с нашим немощным телом, с нашей душой, с нашими скорбями, с нашим несовершенством, со всеми нашими человеческими переживаниями, со всей слабостью нашей природы. И если Бог с нами, то что может быть против нас?

Вот почему Господь и сказал о Церкви, что врата ада не одолеют ее (см. Мф. 16, 18), — потому что Богочеловека Христа одолеть невозможно. Его не одолели ни страдания, ни заушения, ни биения, ни оплевания, ни крестная смерть. Куда уж силам зла, бушующим в этом мире, овладеть Богочеловеком Спасителем, который пребывает в Своей Церкви и который являет Себя миру и каждому в святейшем Таинстве Евхаристии?

Повторяя слова великого Симеона Нового Богослова, мы говорим, что Евхаристия есть Таинство Церкви. Именно в Евхаристии Церковь обнаруживает свою сущность, именно в Евхаристии она является тем, чем стала по воле Божией — Телом Христовым, продолжающим дело Спасителя в этом мире.

Будем помнить, мои дорогие, что мы принадлежим Телу Христову, что Тело и Кровь Христовы — в центре нашей жизни, что Бог, являющийся нам и прикасающийся к нам, к нашим язвам и недугам, имеет силу исцелить через это святейшее Таинство и душевные, и телесные недуги, простить наши грехи и открыть перед нами двери Царства Своего. Аминь.


Источник:      Патриархия.ру

Последние публикации:

22 февраля 2013

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека». Вступительная лекция в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики

Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона в рамках курса «История Церкви» на философском факультете Высшей школы экономики 21 февраля 2013 года

(См. далее...)

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых, направленное 20 февраля 2013 года

(См. далее...)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2013 года

(См. далее...)


Публикация:

Патриархия.ру

22.04.2011

Патриархия.ru
Всемирный Русский Народный Собор
Вера и Время/Религиозные ценности и современная система образования
Также у этого автора:

20 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл: «Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало новой эпохе в истории нашей страны». Приветствие участникам торжеств, посвящённых 400-летию Дома Романовых

Патриаршее приветствие... (Далее)

11 февраля 2013

Святейший Патриарх Кирилл: «Мы должны быть духовно сильным народом — не можем быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов». Проповедь в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Проповедь... (Далее)

1 ноября 2012

Святейший Патриарх Кирилл: «Сегодня слово о Христе мы должны нести, в том числе, и опираясь на средства массовой информации». Ответы на вопросы участников V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31... (Далее)

31 октября 2012

Святейший Патриарх Кирилл: Миссия Церкви имеет своей целью только спасение человека. Выступление на закрытии V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

31 октября 2012 года в Зале церковных... (Далее)


Святые и святыни:
Знаменательные даты:
Архив событий:
Фотоальбомы

3 ноября 2012

Фотоальбом «Алтарь Отечества»: праздник в Московском культурном фольклорном центре, посвящённый Дню народного единства

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, в Московском культурном фольклорном центре Людмилы Рюминой прошёл праздничный концерт «Земли родной минувшая судьба», посвящённый Дню народного единства, 400-летию подвига народного...

(См. далее...)

Видео/аудио

11 января 2012

Вступительное слово протоиерея Всеволода Чаплина на Слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности

8 декабря 2011 года в Общественной палате РФ прошли Слушания на тему «Вместе в прошлом – вместе в будущем! Единство народов, сословий и регионов России как основа славного прошлого...

(См. далее...)

Анонсы

   

1612 год